Preview

RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies

Advanced search

“Etiquette” in Old Russian Art as an artistic system

Abstract

In the article considers general principles of constructing the structure and content of an image in Old Russian art conditioned by the medieval worldview. The developed set of special techniques forms a complete structure of the visual image, which becomes the basis for a variety of artistic solutions.

About the Author

Valentin Chernyj
Moscow State Pedagogical University
Russian Federation


References

1. Лихачев Д.С. Сравнительное изучение литературы и искусства // Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). 1966. Т. 22. С. 3-10.

2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3. М.: Наука, 1979. С. 22-55.

3. Белоброва О.А. Этикетный мотив в древнерусской миниатюре XV в. // Исследования по древней и новой литературе. Л.: Наука, 1987. С. 25-31.

4. Амосов А.А. Иерархия цвета как отражение этикетных воззрений художников XVI в. (по материалам Лицевого летописного свода) // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. С. 281-298.

5. Черный В.Д. Этикет и действительность в древнерусской книжной миниатюре // Русская художественная культура XV-XVI веков. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (14-16 мая 1990 года). М., 1990. С. 18-21 и др.

6. Морозов В.В. Этикет реальный и этикетность искусства: русский дипломатический церемониал // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. С. 265-280.

7. Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания // Мастера искусств об искусстве: В 7 т / Под ред. А.А. Федорова-Давыдова. М.: Искусство, 1969. Т. 6. С. 51.

8. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Наука, 1991. С. 46.

9. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака образа // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 136-163.

10. Данилова И. От средних веков к Возрождению: сложение художественной системы картины кватроченто. М.,1975. С. 66.

11. Успенский Б.А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту: Тартуский государственный университет, 1973. С. 129.

12. Откровение Варуха // Златоструй: Древняя Русь. X-XIII вв. / Сост., комментарии. А.Г. Кузьмина, А.Ю. Карпова. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 282.

13. Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог выставки: В 3 т. М.: Советский художник, 1977. Т. 3. С. 92-93.

14. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 276.

15. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. С. 144.

16. Брюсова В.Г. Назарий Истомин (материалы к биографии) // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М.: Советский художник, 1976. С. 188.

17. Буслаев Ф. Древнерусская борода // Отечественные записки. 1859. Т. 126 (октябрь). С. 357-378.

18. Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М.: МГУ, 1944. С. 38, 118-125.

19. «Слово о полку Игореве» / Вступительная статья и подготовка древнерусского текста Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1983. С. 32.

20. Черный В.Д. Архитектура в древнерусском изобразительном искусстве // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. № 3 (30). С. 49-53.

21. Бусева-Давыдова И.Л. О принципах копирования в «пограничном» искусстве (русская иконопись XVII века и живопись Крутца) // Проблемы копирования в европейском искусстве: Материалы научной конференции. 8-10 декабря 1997 года. М.: Российская академия художеств, 1998. С. 78.


Review

For citations:


Chernyj V. “Etiquette” in Old Russian Art as an artistic system. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2017;(3):98-105. (In Russ.)

Views: 219


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)