К реконструкции сюжета картины И.Е. Репина «Перед исповедью»


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-143-152

Полный текст:


Аннотация

И.Е. Репин, выбирая сюжеты для своих картин, вдохновлялся не только натурными и жизненными впечатлениями, но и литературными источниками. Известно, что первым импульсом к написанию полотна послужило стихотворение Н. Минского «Последняя исповедь», вместе с тем судьба народнического движения в 1870-е годы не могла не заинтересовать Репина. В статье доказывается, что одним из источников картины И.Е. Репина «Перед исповедью» стало стихотворение Н.М. Минского. В советской историографии картина трактовалась в определенном ключе, позволяя вписывать художника в число представителей демократического лагеря, сочувствовавших народно-освободительному движению в его борьбе с самодержавием, - как поддержка художником революционного сопротивления существующему порядку. Новейшие исследования истории замысла и воплощения, не оспаривая общую идею конфликта старого и нового мира, уточняют особенности столкновения мировоззрений. В этой картине впервые топика искушения и аскетического подвига применена к современной ситуации жизни секулярного частного человека, интеллигента-нигилиста. Характеры представлены противоречиво, в соответствии с тогдашней литературной традицией, в которой любое решение самостоятельно мыслящего человека представлялось следствием внутренней борьбы. Судить об исходе конфликта предоставлялось зрителю, художник сознательно не дает однозначных ответов на поставленные вопросы, более того, он стремится вывести волнующие проблемы бунтующей молодежи против прежнего миропорядка на новый уровень осмысления, подразумевается, что конфликт будет разрешен только в реальной жизни. Таким образом, рассмотрение творческой истории одной картины помогает понять сюжет картины и ее характеры и уточнить место этой небольшой по размеру картины в творчестве художника и в истории русского реализма.

Об авторе

Т. В. Юденкова
Государственная Третьяковская галерея; Российская академия художеств
Россия

Татьяна В. Юденкова, доктор искусствоведения

Москва, 119017, Лаврушинский пер., д. 10; 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21



Список литературы

1. И.Е. Репин и В.В. Стасов: Переписка: В 3 т. / под ред. А.К. Лебедева. Т. 2: 1877-1894. М.; Л.: Искусство, 1949. 456 с.

2. Минский Н.М. Последняя исповедь (1879) // Сайт «Allpoetry». URL: http://www.100bestpoems.ru/item_info.php?id=12494http://narovol.narod.ru/minsky.htm // (дата обращения 25.07.2017).

3. Зильберштейн И.С. Работа И.Е. Репина «Отказ от исповеди перед казнью» // И.Е. Репин: сб. докладов и материалов: Научная конференция, посвященная великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину в связи с 20-летием со дня его смерти М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1952. 135 с.

4. Шерих Д.Ю. Город у эшафота: За что и как казнили в Петербурге. М.: Центрполиграф, 2014. 320 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Юденкова Т.В. К реконструкции сюжета картины И.Е. Репина «Перед исповедью». Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(1):143-152. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-143-152

For citation: Yudenkova T.V. Reconstructing the plot of the picture by I.E. Repin “Before the Confession”. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(1):143-152. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-143-152

Просмотров: 304

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)