Пять универсальных образов архитектурно-ландшафтного каркаса храмового комплекса


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-133-142

Полный текст:


Аннотация

В статье доказывается, что общечеловеческая организация сакрального пространства как сада не только следует из господствующих религиозных идей, но и определяет режим их восприятия в ходе самопознания человека, или, на языке антропологии, становления человеческого сознания. Структурированность этого пространства позволяет понять как границы осознания человеком собственной природы при столкновении с новым знанием, так и готовность человека принять новое знание при нахождении границ собственной природы. Сад как сакральное пространство и создает ситуацию, в которой человек обращен не к природе вещей, а к учету фундаментальных свойств собственной природы. С опорой на теоретические выводы М. Элиаде и И.А. Ильина можно утверждать, что общечеловеческий религиозный опыт является опытом систематизации начальных природных интуиций с целью восприятия нового знания о себе, которое в определенный момент истории становится знанием Откровения, или, в другой теоретической системе, внеположных человеку нормативов его жизни. Теоретический искусствоведческий анализ позволил вычленить такие необходимые структурные универсалии сада, как образы «ограды», «источника», «центральной аллеи», «небесного свода», «священной рощи». Исследование конкретного соотношения этих пяти образов позволяет понять возможность изменений эстетических установок при столкновении с такой предельной устойчивой конструкцией в истории искусства, как сакральный сад.

Об авторе

Д. А. Маркарян (иеромонах Дометиан)
Русская Духовная миссия в Иерусалиме
Израиль

Давид А. Маркарян (иеромонах Дометиан), кандидат географических наук

Russian Compound, 6 Kheshin str., P.o. Box 1042, Jerusalem 91009, Israel



Список литературы

1. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Критерион, 2001. 466 с.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. Париж: Русская книга, 1953.

3. Кампанелла Т. Город Солнца / пер. с лат. и коммент. Ф.А. Петровского; пер. прил. М.Л. Абрамсон, С.В. Шервинского, В.А. Ещина; вступ. ст. В.П. Волгина. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 227 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Маркарян (иеромонах Дометиан) Д.А. Пять универсальных образов архитектурно-ландшафтного каркаса храмового комплекса. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(1):133-142. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-133-142

For citation: Markaryan (Hieromonk Dometian) D.A. Five universal images of the architectural and landscape frame of the temple complex. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(1):133-142. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-133-142

Просмотров: 43

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)