«Синтетические» композиции в романском искусстве и первая готическая программа аббата Сугерия

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена вопросу создания сложных «синтетических» композиций в христианском искусстве и роли этого процесса в возникновении программы аббата Сугерия для центрального портала западного фасада базилики Сен-Дени. Характеризуя понятие «синтетическая композиция», автор выделяет принципиально различные типы этого явления в монументальном искусстве средневековой Франции. Автор считает, что сложная «синтетическая» композиция центрального портала западного фасада базилики Сен-Дени становится пиковой точкой в ряду «синтетических» программ, созданных под влиянием аббатства Клюни, знаменуя переход от «романского визионерства» к дидактической ясности готических порталов.

Об авторе

Елена Авенировна Хрипкова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Christe Y. Les Grands Portails Romans. Etudes sur l’iconologie des théophanies romanes. Genève: Librairie Droz, 1969. P. 10.

2. Weitzman K. Illustrations in roll and codex: A study of the origin and method of text illustration. Princeton: Princeton University Press, 1970. P. 12-46.

3. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери // Христианство в искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_ id=33&chap=26 (дата обращения: 05.08.2015).

4. Grabar A. Le premier art chrétien. P.: Gallimard, 1966. P. 99.

5. Sacopoulo М. Le linteau copte dit d’All-Moâllaka // Cahiers archéologiques. 1957. T. 9. P. 98-115.

6. Boespflug F., Zaluska Y. Le dogme trinitaire et l’essor de son iconographie en Occident de l’époque carolingienne au IVe Concile du Latran (1215) // Cahiers de Civilisation Médiévale. 1996. Т. 37. № 3. Р. 181-240.

7. Rouchon-Mouilleron V. Vézelay, The great Romanesque Church. N. Y.: Harry N. Abrams, 1999. P. 16.

8. Хрипкова Е.А Визуализация темы евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 1. С. 66-73.

9. Новый Завет. М.: РБО, 2002. C. 1233.

10. Suger. De Сonsecratione // Abbot Suger on the Abbey Church of St. Denis and Its Art Treasures / Éd. par E. Panofsky, G. Panofsky-Soergel. Princeton: Princeton University Press, 1979. P. 97-121.

11. Хрипкова Е.А. Базилика Сен-Дени аббата Сугерия. М.: ДПК Пресс, 2013. C. 26- 42, 89-102.

12. Crosby S.McK., Blum P.Z. Le Portail central de la fagade occidentale de Saint-Denis // Bulletin Monumental. 1973. Vol. 131. Р. 209-266.

13. Gerson P.L. Suger as Iconographer: The Central Portal of the west Facade of Saint-Denis // Abbot Suger and Saint-Denis: A Symposium. / Ed. by P.L. Gerson. N. Y.: The Metropolitan Museum of Art, 1986. Р. 183-198.

14. Хрипкова Е.А. Визуализация сакральных смыслов в иконографической программе собора Сен-Дени (40-е годы XII века): Дис.... канд. искусствоведения. М.: РГГУ, 2012. С. 87-138, 176-203.

15. Conant K.J. The Theophany in the History of Church Portal Design // Gesta. 1976. Vol. 15. Р. 127-134.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Хрипкова Е.А. «Синтетические» композиции в романском искусстве и первая готическая программа аббата Сугерия. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015;(2):128-139.

For citation: Khripkova E. “Synthetic” compositions in Romanesque art and the first Gothic program of abbot Suger. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2015;(2):128-139. (In Russ.)

Просмотров: 58

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)