Конспирологические теории как феномен медиавоздействия на общественное сознание


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-96-104

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается проблема распространения конспирологических представлений в социальных сетях и в СМИ в связи с эпидемией COVID-19 в Российской Федерации. Дается краткий обзор наиболее известных научных подходов к исследованию неконвенциональных концепций и различных «теорий заговора». Особое внимание обращается на связь теорий заговора с постмодернистскими идеями и критическим отношением к любой официальной информации из авторитетных источников. Подчеркивается, что равенство высказываний, на котором настаивали сторонники постмодернизма, ведет к увеличению информационного шума и размыванию границ между фактом и вымыслом. Современная конспирология – это реакция аудитории на алармизм в публикациях официальных СМИ. Отмечается рост подобных представлений в условиях кризисов, катастроф и эпидемий. Предпринята попытка выявить типичные конспирологические версии причин эпидемии коронавируса в российском сегменте социальной сети Фейсбук. В статье факт роста популярности «альтернативных теорий» исследуется в контексте социальных страхов россиян, в связи с углублением экономического кризиса и перспективой потерять работу. Рост конспирологических идей анализируется в связи с феноменом медиавоздействия на общественное сознание. Функции современных медиа определяются постепенным замещением социальной реальности медиарельностью, которая тиражирует симулякры, а не занимается только информированием. В статье констатируется достаточно сильное влияние материалов средств массовой информации на потребителей новостного контента, что является одной из причин распространения теорий заговора в различных группах и сообществах медиапользователей.


Об авторе

А. А. Хохлов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Андрей А. Хохлов, кандидат социологических наук

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бергер, Лукман 1995 – Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 334 с.

2. Болтански, Хархордин 2020 – Болтански Л., Хархордин О. Задача политики выразить словами то, что в жизненном опыте ускользнуло от сконструированной реальности // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. C. 74–84.

3. Дубова 2016 – Дубова Ю. Проблематика медиавоздействия: современные подходы и теоретические положения // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11 (16). С. 219–226.

4. Ефанов 2017 – Ефанов А.А. Эпидемия ВИЧ: Социальная проблема или новая моральная паника? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 37. С. 130–138.

5. Лебон 1998 – Лебон Г. Психология масс. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998. 592 с.

6. Луман 2005 – Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

7. Тощенко 2011 – Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема. Опыт философского и социологического анализа. М.: Новый хронограф, 2011. 552 с.

8. Шнирельман 2016 – Шнирельман В. Александр Дугин: возведение моста между эсхатологией и конспирологией // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 194–221.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Хохлов А.А. Конспирологические теории как феномен медиавоздействия на общественное сознание. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020;(1):96-104. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-96-104

For citation: Khokhlov A.A. Conspiracy theories as a phenomenon of media impact on public consciousness. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2020;(1):96-104. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-96-104

Просмотров: 38

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)