Особенности потребительского поведения подростков: социологический анализ


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-105-118

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются особенности потребительского поведения российских подростков (наличие, объем карманных денег, их источники, основные регулярные траты и т. д.), частично в сравнении с зарубежными данными. У около половины подростков уже есть сформированные потребительские установки, не реализуемые в связи с недостаточным количеством карманных денег. В числе наиболее популярных категорий товаров находятся цифровая техника (смартфон, наушники, плеер и т. д.), подарки друзьям и/или родственникам, а также одежда и/ или обувь. Интересы девушек в этой области более разнообразны и разнонаправлены (в числе прочих присутствуют гедонистические траты), в то время как юноши чаще упоминают желание купить машину, что можно расценивать как попытку соответствовать традиционной роли добытчика в семье. Приводятся результаты сконструированного «индекса потребительства» для целевой аудитории и его связей с социально-демографическими показателями родительской семьи подростка. В частности, в семьях с двумя детьми «индекс потребительства» выше, чем в среднем по выборке. Кроме того, этот показатель выше в семьях, где у одного или обоих родителей есть высшее образование.


Об авторе

Н. В. Солодникова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Надежда В. Солодникова, аспирант

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Колосова, Губанова 2019 – Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Практики использования интернет-технологий и потребительского поведения: сравнительный анализ поколений Y и Z // Молодежь XXI века: образ будущего: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием / Отв. ред. Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 341–342.

2. Лопатина 2016 – Лопатина Е.А. Потребительское поведение подростков в контексте социализации: на материалах Ростовской области: Дис. … канд. социол. наук. Юж. федер. ун-т, Ростов-н/Дону, 2016. 170 с.

3. Ребзуев, Савельева 2011 – Ребзуев Б.Г., Савельева А.А. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии. 2011. № 11. С. 53–91.

4. Солодников, Солодникова 2018 – Солодников В.В., Солодникова Н.В. Изучение потребительской социализации детей: обзор зарубежного опыта // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2 (12). С. 43–64.

5. Солодникова, Солодникова 2019 – Солодникова И.В., Солодникова Н.В. Потребительская социализация подростков: возрастная, гендерная и культурная гетерогенность // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 1. С. 64–82.

6. Ткаченко 2016 – Ткаченко О.В. Потребительская социализация: современные практики и требования общества риска // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11–1 (53). С. 142–144.

7. Цыбикова (2010) – Цыбикова Д.Г. Потребительские установки населения современной России: социальная гетерогенность: Дис. ... канд. социол. наук. РГГУ, М., 2010. 156 с.

8. Шайдакова 2011 – Шайдакова Н.В. Потребительская социализация в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Социальноэкономические явления и процессы. 2011. № 11. С. 345–348.

9. Шайдакова 2015 – Шайдакова Н.В. Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов: Дис. ... канд. психол. наук. Моск. гор. психол.-пед. ин-т. М., 2015. 192 с.

10. Ali, Batra, Ravichandran, Mustafa, Rehman 2012 – Ali A., Batra D.K., Ravichandran N., Mustafa Z. and Rehman S.U. Consumer Socialization of Children: Conceptual Framework // International Journal of Scientific and Research Publications. 2012. Vol. 2 (1). P. 1–5.

11. Cody 2013 – Cody K. Consuming in the Thresholds: Stepping outside Socialization Theory to Understand the Contemporary Child Consumer // Research in Consumer Behavior. 2013. Vol. 15. P. 73–96.

12. Flouri 2012 – Flouri E. Exploring the Relationship between Mother’s and Fathers’ Parenting Practices and Children Materialist Values // Journal of Economic Psychology. 2012. Vol. 25. P. 743–752.

13. Hayta 2008 – Hayta A.B. Socialization of a Child as a Consumer // Family & Consumer Sciences Research Journal. 2008. Vol. 37 (2). P. 167–184.

14. Roedder John D. 1999 – Roedder John D. Consumer Socialization of Children: A Retrospective Look at 25 Years of Research // Journal of Consumer Research. 1999. Vol. l. P. 183–213.

15. Rose, Dalakas, Kropp 2002 – Rose G.M., Dalakas V., Kropp F. A Five-nation Study of Developmental Timetables, Reciprocal Communication and Consumer Socialization // Journal of Business Research. 2002. Vol. 55. P. 943–949.

16. Shim 1996 – Shim S. Adolescent Consumer Decision-Making Styles: the Consumer Socialization Perspctive // Psychology & Marketing. 1996. Vol. 13 (6). P. 547–569.

17. Wang, Yu, Wei 2012 – Wang X., Yu C., Wei Y. Social Media Peer Communication and Impacts on Purchase Intentions: A Consumer Socialization Framework // Journal of Interactive Marketing. 2012. Vol. 26. P. 198–208.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Солодникова Н.В. Особенности потребительского поведения подростков: социологический анализ. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020;(1):105-118. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-105-118

For citation: Solodnikova N.V. The peculiarities of consumer behavior of teenagers. Sociological research. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2020;(1):105-118. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-105-118

Просмотров: 19

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)