Иконография литургических композиций в программе росписи Никольского Морского собора в Кронштадте


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-124-136

Полный текст:


Аннотация

Роспись кронштадтского Никольского Морского собора относится к числу крупнейших и малоизученных памятников русской церковной живописи начала ХХ в. Исследование иконографической программы росписи собора позволит заполнить пробелы в наших представлениях о развитии отечественного искусства этого периода. В настоящей статье предпринят иконографический анализ некоторых композиций, объединенных литургической символикой, что приближает нас к более полному пониманию художественного метода авторов росписи.


Об авторе

А. А. Бурганов
Независимый исследователь
Россия

Александр А. Бурганов – соискатель.

119192, Москва, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4



Список литературы

1. Гамлицкий, Бурганов 2016 – Гамлицкий А.В., Бурганов А.А. Историческая роспись Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца (1913): авторы, программа, стиль // Российская академия художеств в культуре нового времени. М.: БуксМАрт, 2016. С. 62–80.

2. Климов 1994 – Климов П.Ю. Эскизы М.В. Нестерова к росписям церкви св. Александра Невского в Абастумани // Из творческого опыта русского искусства XVII–XX вв. СПб.: Гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1994. C. 28–33.

3. Пивоварова 2002 – Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб.: АРС: Дмитрий Буланин, 2002. 256 с.

4. Покровский 2001 – Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии / Вступ. ст. Г.И. Вздорнова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 564 с.

5. Попова 2002 – Попова О.С. Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI – начала XII в. // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира: XII век. Т. 22. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 344–364.

6. Преображенский 2009 – Преображенский А.С. О стиле и времени создания росписи собора Успенского монастыря в Свияжске // Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научн. конф. 2009 г. Лазаревские чтения. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 268–308.

7. Саенкова 2004 – Саенкова Е.М. О некоторых особенностях иконографии Великого входа в древнерусском монументальном искусстве // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. С. 144–151.

8. Саликова 1980 – Саликова Э.П. Настенные росписи церкви Ризоположения // Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. Вып. 21: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М.: Искусство, 1980. С. 138–153.

9. Уайбру 2008 – Уайбру Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский ин-т, 2008. 222 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бурганов А.А. Иконография литургических композиций в программе росписи Никольского Морского собора в Кронштадте. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021;(1):124-136. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-124-136

For citation: Burganov A. Iconography of liturgical compositions in the painting program of the Кronstadt St. Nicholas Naval Cathedral. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2021;(1):124-136. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-124-136

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)