Черты трагического гуманизма в монументальном творчестве 1940-х гг.


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-137-165

Полный текст:


Аннотация

Тема бессмертия как вечной жизни, занявшая важное место в искусстве периода Великой Отечественной войны, с наибольшей полнотой была выражена в проектах мемориальной архитектуры. Широко проводившиеся уже в те годы конкурсы на проекты центров городов, монументов и мемориалов стали заметным явлением художественной жизни, а сами графические работы показывают, что само содержание понятий памяти и памятования в годы войны претерпевает значительные изменения. Отношение к памяти становится сущностным измерением понятия мемориальности, при символическом насыщении памяти появляется новое взаимодействие воспринимающего, переживающего и интерпретирующего сознания. Так реализуется мифологема «возвращения» и происходит регенерация поврежденных революцией культурных тканей. Исследование архетипических понятий Жизни, Смерти, Бессмертия в архитектуре, изобразительном искусстве в связи со сходными явлениями в публицистике и поэзии военного времени позволяет понять, как возвращение к утраченным ценностям отражается в художественной образности, влияет на культурный климат эпохи, наделяет ее чертами трагического гуманизма.


Об авторе

Т. Г. Малинина
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Российская академия художеств
Россия

Татьяна Г. Малинина - доктор искусствоведения.

119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21


Список литературы

1. Блаватский 2011 – Блаватский В. Мемориальная архитектура античной Греции: Рукопись коллективной монографии «Мемориальная архитектура 1943– 1946» // Память и время. Из художественного архива Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Сост. Т.Г. Малинина. М.: Галарт, 2011. С. 309–331.

2. Ванеян 2014 – Ванеян С.С. Произведение искусства – от монумента к мнемотопу // Произведение искусства как документ эпохи / Под ред. Т.Г. Малининой Ч. 1. М.: БуксМАрт, 2014. С. 32–52.

3. Габричевский 2011 – Габричевский А.Г. Введение к монографии «Мемориальная архитектура» // Память и время: Из художественного архива Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Сост. Т.Г. Малинина. М.: Галарт, 2011. С. 302–308.

4. Максимов 2011 – Максимов П.Н. Мемориальная архитектура России: Рукопись коллективной монографии «Мемориальная архитектура 1943–1946» // Память и время. Из художественного архива Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Сост. Т.Г. Малинина. М.: Галарт, 2011. С. 371–406.

5. Малинина 1991 – Малинина Т.Г. Тема памяти в архитектурных проектах военных лет. М., 1991. 216 с.: 227 ил.

6. Семенова 2004 – Семенова С.Г. Метафизика русской литературы. Т. 2. М.: ПоРог, 2004. 512 с.

7. Сливицкая 2009 – Сливицкая О.В. Космическое мироощущение И.А. Бунина // Труды объединенного научного центра проблем космического мышления. 2009. Т. 2. С. 213–240.

8. Соколов 1952 – Соколов Н.Б. А.В. Щусев. М.: Госстройиздат, 1952. 386 с.

9. Malinina, Vyazemtseva 2019 – Malinina T.G., Vyazemtseva A.G. I sacrari dei caduti in URSS nei progetti di architettura durante la Seconda Guerra Mondiale. Significati culturali, associazioni storiche e moderne mitologie // Per non dimenticare. Sacrari del Novecento / a cura di Maria Grazia D’Amelio. Roma: Palombi Editori, Tor vergata, Università Degli Studi di Roma 2019. P. 157–168.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Малинина Т.Г. Черты трагического гуманизма в монументальном творчестве 1940-х гг. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021;(1):137-165. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-137-165

For citation: Malinina T.G. Tragic humanism traits in the Soviet monumental art of the 1940s RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2021;(1):137-165. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-137-165

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)