К вопросу о взаимосвязи теории циркулярного движения, светотени и теории зрения Леонардо да Винчи
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-3-173-181
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты теории зрения, теории циркулярного движения Леонардо да Винчи. Он считал, что видимые объекты излучают бесконечно много лучей, каждый луч несет информацию ко всем точкам атмосферы. Воспринимающий глаз, двигаясь, непросто видит мир, но чувствует его и является его частью. Сферическое вращение глаза он сопоставлял с аналогичными вращательными функциями тела. Возможности вращений как универсальных форм движения тела и глаза и как основа вечной механики мироздания детально изучались Леонардо на примере анатомических опытов, кинетики и оптики. Наблюдения в области анатомии и биомеханики он использовал для своих инженерных изобретений и живописных композиций. В статье также рассматриваются малоизученные рисунки из Кодекса Гюйгенса по теме кругового движения и изменения пропорций человеческого тела, связываемые исследователями с неизвестными рисунками Леонардо.
Об авторе
Л. Ю. ЛиманскаяРоссия
Людмила Ю. Лиманская, доктор искусствоведения, профессор
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Лиманская 2020 – Лиманская Л.Ю. История, наука, языки искусства: пути взаимодействия. М.: РГГУ, 2020. 442 с.
2. Emiliani 1981 – Marisa Dalai Emiliani. The author of the Codex Huygens // Journal of the Warburg and Courtauld institutes. 1981. Vol. 44. P. 214–220.
3. Kemp 1982 – Kemp M. Leonardo da Vinci: The Marvellous Works of Nature and Man. Harvard: Harvard University Press, 1982. 384 р.
4. Panofsky 1940 – Panofsky E. Codex Huygens and Leonardo Da Vinci’s Art Theory. N.Y., 1940. 138 р.
Рецензия
Для цитирования:
Лиманская Л.Ю. К вопросу о взаимосвязи теории циркулярного движения, светотени и теории зрения Леонардо да Винчи. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021;(3):173-181. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-3-173-181
For citation:
Limanskaya L.Yu. On the question of the relationship between the theory of circular motion, chiaroscuro and the theory of vision by Leonardo da Vinci. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2021;(3):173-181. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-3-173-181