Социальные взаимодействия в детстве: дружба, уход от конфликтов и обучение лжи
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-93-103
Аннотация
В статье сделан акцент на анализе дружбы, саботажа в конфликте, обучении детей практикам лжи как некоторых форматов практик социального взаимодействия в детстве, закладывающих основы социального порядка в обществе. Выявлен фокус актуальных исследований, посвященных:1) влиянию семейной миграции на дружбу детей, 2) концептуализации дружбы между детьми начальной школы в этнически разнообразных сообществах,3) пониманию дружбы в семье и школе у девушек-беженцев, 4) ≪эффектам≫ соседства, негативным последствиям взросления в бедном районе, 5) практикам саботажа в конфликте между детьми-сиблингами, 6) тому, как родители учат своих детей говорить неправду, 7) событийности детства современных юношей и девушек. Рассмотренные практики осваиваются раньше мальчиками идетьми из состоятельных семей, девочками и детьми из бедных семей – позже. Делается вывод о том, что практики дружбы, саботажа и лжи обозначают особенности практик социального взаимодействия в детстве, но актуализирует вопрос необходимости продолжения их исследования в контексте условий российского детства.
Ключевые слова
Об авторе
С. Ю. МитрофановаРоссия
Светлана Ю. Митрофанова, кандидат социологических наук, доцент
443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, д. 34
Список литературы
1. Майорова-Щеглова, Колосова, Губанова 2020 – Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 3–15.
2. Митрофанова 2015 – Митрофанова С.Ю. Точки отсчета и конструкты ≪взрослости≫ в представлениях детей о своей будущей жизни // Вестник РГГУ. Серия:Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 131–138.
3. На защите 2022 – На защите детства: стратегии, практики, ресурсы: Сб. материалов по итогам Всерос. научно-практич. конф. по актуальным вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (31 мая – 1 июня 2022 г., г. Москва) / Под ред. Е.Н. Скориной, Е.Б. Баторовой, Е.Г. Артамоновой. М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2022. 550 с.
4. Bergner et al. 2020 – Bergner D., Aronson O., Enell S. Friends through school and family: Refugee girls’ talk about friendship formation // Childhood. 2020. Vol. 27 (4). P. 530–544.
5. Edling, Rydgren 2012 – Edling Ch., Rydgren J. Neighborhood and Friendship Composition in Adolescence // SAGE open A peer-reviewed open access journal published by SAGE. 2012. October-December. Vol. 2. Iss. 4. P. 1–10.
6. Iqbal et al. 2017 – Iqbal H., Neal S., Vincent C. Children’s friendships in super-diverse localities: Encounters with social and ethnic difference // Childhood. 2017. Vol. 24 (1). P. 128–142.
7. Lavoie et al. 2016 – Lavoie J., Leduc K., Crossman Angela M., Talwar V. Do As I Say and Not As I Think: Parent Socialisation of Lie-Telling Behaviour // Children & Society. 2016. Vol. 30. P. 253–264.
8. Sime, Fox 2015 – Sime D., Fox R. Home abroad: Eastern European children’s family and peer relationships after migration // Childhood. 2015. Vol. 22 (3). P. 377–393.
9. Zotevska et al. 2021 – Zotevska E., Cekaite A., Evaldsson Ann C. Enacting sabotage in siblings’ conflicts: Desired objects and deceptive bodies // Childhood. 2021. Vol. 28 (1). P. 137–153.
Рецензия
Для цитирования:
Митрофанова С.Ю. Социальные взаимодействия в детстве: дружба, уход от конфликтов и обучение лжи. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):93-103. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-93-103
For citation:
Mitrofanova S.Yu. Some formats of social interaction practices in childhood: friendship, avoiding conflicts and teaching lies. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):93-103. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-93-103