Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Истоки художественной критики во Франции второй половины XVII – первой половины XVIII в.

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-146-164

Аннотация

Тема зарождения художественной критики во Франции второй половины XVII – первой половины XVIII в.; довольно широко освещенная в зарубежной научной литературе; до сих пор остается недостаточно разработанной в отечественном искусствознании. Тем не менее эта проблема чрезвычайно важна для понимания процессов; происходивших во французской и; шире; европейской художественной среде.

В статье ставится целью осветить процесс становления критики не только как литературного жанра; но; в первую очередь; как феномена культурной жизни. Опираясь на оригинальные письменные источники и зарубежную научную литературу, автор прослеживает; как в парижской художественной среде подготавливался выход изобразительного искусства на свет публичности.

Автор рассматривает такие важные вопросы; возникшие на этапе становления и легитимизации критики; как отличие ее от уже существовавшей теории искусства; а также отличие критика от теоретика и историка изобразительного искусства. Произведение должно отныне удовлетворять не только мастера; заказчика и узкий круг знатоков. Социум становится активным участником художественной жизни; а зритель закрепляет за собой право судить об искусстве.

Постепенно критика становится все разнообразнее и полифоничнее. Появляются произведения; написанные от лица различных персонажей; сочинители адаптируют к себе давно известные литературные жанры: эпистолярный; дневниковый; пьесы; стихи; диалоги. На долгие годы критика становится действующим каналом коммуникации; связывающим всех участников художественной жизни.

Об авторе

Е. Е. Агратина
Московская государственная академия хореографии
Россия

Елена Е. Агратина, кандидат искусствоведения, доцент

119146, Москва, 2-я Фрунзенская ул., д. 5



Список литературы

1. Турчин 1987 – Турчин В.С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII–XIX веков. М: Изд-во Московского ун-та, 1987. 367 с.

2. Bartha-Kovacs 2017 – Bartha-Kovacs K. « Système des sentiments » et « langage du cœur » dans le discours sur l’art français du XVIIIe siècle // L’esprit de système au XVIIIe siècle / éd. Sophie Marchand et Élise Pavy-Guilbert. Paris, Hermann: “Les collections de la République des lettres”, 2017. P. 215–227.

3. Bartha-Kovacs 2009 – Bartha-Kovacs K. La figure de l’amateur au XVIIIe siècle : l’amateur et la critique d’art // Acta Universitatis Szegediensis de Attila József Nominatae: Acta Romanica, French Department University of Szeged, 2009. XXV. P. 81–91.

4. Bartha-Kovacs 2012 – Bartha-Kovacz K. « Les critiques d’art, “mauvais spectateurs” des tableaux au XVIIIe siècle ? » // Iudicium Indoctum. Études sur la réception des œuvres du point de vue de leur appréciation, éd. P. Hummel. Paris: Editions Philologicum (Coll. “Philologicum)”, 2012. P. 77–93.

5. Becq 1994 – Becq A. Genèse de l’esthétique française moderne. De la Raison classique à l’imagination créatrice 1680–1814, [Pise, Pacini Editore, 1984]. Paris: Albin Michel, 1994. 956 р.

6. Dresdner 1915 – Dresdner A. Entstehung der Kunstkritik im Zusammenhang der Geschichte des europäischen Kunstlebens. T. 1. München: F. Bruckmann, 1915. 359 p.

7. Ferran 2005 (1) – Ferran F. « De quelques expérimentations littéraires de la critique d’art à sa naissance ou comment arranger le Salon selon des liaisons au goût du siècle » // L’Ecrit sur l’art : un genre littéraire?, D. Vaugeois (dir.), Figures de l’art, n°9, Presses Universitaires de Pau, 2005. P. 67–83.

8. Ferran 2005 (2) – Ferran F. Littérateurs et critique d’art (1747–1791): invention et appropriations d’un genre en France au XVIIIe siècle, thèse soutenue à l’Université Sorbonne Nouvelle-Paris 3, sous la dir. de R. Démoris. Paris, 2005.

9. Fontaine 1909 – Fontaine A. Les doctrines d’art en France. Peintres, amateurs, critiques de Poussin à Diderot. Paris: Librairie Renouard – H. Laurens, éditeur, 1909. 316 p.

10. Kluge 2009 – Kluge D. Kritik als Spiegel der Kunst: die Kunstreflexionen des La Font de Saint-Yenne im Kontext der Entstehung der Kunstkritik im 18. Jahrhundert. Kunstund kulturwissenschaftliche Forschungen 7. Weimar: VDG, 2009. 419 р.

11. L’invention de la critique 2002 – L’invention de la critique. Actes du colloque international de juin 1999, Rennes, Presses Universitaires de Rennes, octobre 2002. 236 p.

12. Lavezzi 2011 – Lavezzi E. Remarques sur la critique d’art au XVIIIe siècle // Revue d’histoire littéraire de la France 2011/2 (Vol. 111). P. 269–282.

13. Lezur 2019 – Lesur N. Les academiciens face à la naissance de la critique // Diderot Studies, vol. XXXVI, actes du colloque « Publier sur l’art, l’architecture et la ville : La Font de Saint-Yenne (1688–1771) et l’ambition d’une œuvre », Paris, musée du Louvre, 24–25 novembre 2016, Genève, Droz, 2019. P. 67–85.

14. Mervaud 1974 – Mervaud Ch. « Un pionnier de la critique d’art du XVIIIe siècle : La Font de Saint-Yenne » // Motifs et figures, Centre d’art, esthétique et littérature, préface de M. Pierre Clarac. Paris: Presses universitaires de France, 1974. P. 123–139.

15. Wrigley 1993 – Wrigley R. The Origins of French Art Criticism from the Ancient Regime to the Restoration 1699–1827. Oxford: Clarendon Press, 1993. 427 р.

16. Zmijewska 1970 – Zmijewska H. La critique des Salons en France avant Diderot // Gazette des Beaux-Arts, fondée en 1859 par Charles Blanc. Paris: PUF, VIe période, tome 76, juillet-août 1970. P. 1–144.


Рецензия

Для цитирования:


Агратина Е.Е. Истоки художественной критики во Франции второй половины XVII – первой половины XVIII в. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):146-164. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-146-164

For citation:


Agratina E.E. The emergence of art criticism in France in the second half of the 17th and the first half of the 18th century. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):146-164. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-146-164

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)