Некоторые особенности архитектурно-ландшафтного комплекса древнерусского монастыря
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-99-110
Аннотация
Древнерусский монастырь, унаследовав византийский принцип архитектурной организации, был прочитан по-новому в новых ландшафтных условиях. В данной работе доказывается, что ландшафт это не только вызов, но и творческая задача как для существования этноса, так и для архитектурных и художественных решений.
Культура монастырей Древней Руси была связана как с идеалами монашеского безмолвия, так и с необходимостью освоения ландшафта как необходимой части духовной жизни. Ландшафт понимался как место спасения, поэтому получал эсхатологическое измерение, и при этом как место общего дела, что влияло и на архитектуру монастырей, так и специфическое место и роль сада в монастыре.
Монастырский сад оказывался не только местом уединения и хозяйственной деятельности, но и необходимой составляющей аскетического идеала красоты. Сравнительно-историческое изучение данных садов позволяет показать, как данный идеал красоты формировал конкретные принципы жизни русского монашества и архитектурные решения, востребованные и за пределами монастыря. Доказывается влияние этих решений и на пейзажное мышление в России нового и новейшего времени.
Об авторе
Давид А. Маркарян (иеромонах Дометиан)Израиль
кандидат географических наук
Иерусалим, 91009, Израиль, Российский Комплекс, ул. Хешин, д. 6, п/я 1042
Список литературы
1. Черный В.Д. Русские средневековые сады: опыт классификации: Рукописные памятники Древней Руси. М., 2010. 208 с.
2. Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт // Доклады Географического общества СССР. 1968. Вып. 3. С. 192–202.
3. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн. М., 2005. 90 с.
4. Ключевский В.О. Избр. соч.: В 8 т. М.: Издательство АН СССР, 1956. Т. 1. 426 с.
5. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 1027 с.
6. Зеньковский В.В. История русской философии: В 4 т. Париж, 1948. Т. 1.
7. Соколов И.С. Палама Григорий // Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 2.
8. Ключевский В.О. Исторические портреты и этюды. М., 1993. 415 с.
9. Скупов Б.А. Архитектурная концепция православного монастыря как «Града небесного на земле» // Портал «Строительный эксперт». 2016. 20 дек. URL: https://ardexpert.ru/article/8243 (дата обращения 17 окт. 2018).
10. Перевезенцев С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. М.: Вече, 2001. 431 с.
11. Нестеров М.В. Письма. Избранное. Л., 1988. 536 с.
12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. 238 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маркарян (иеромонах Дометиан) Д.А. Некоторые особенности архитектурно-ландшафтного комплекса древнерусского монастыря. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(3):99-110. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-99-110
For citation:
Markaryan (Hieromonk Dometian) D.A. Some features of the architectural and landscape complex of an old Russian monastery. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(3):99-110. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-99-110