О различии реального и не-реального на сцене и за ее пределами
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-2-46-58
Аннотация
Отличительные признаки и взаимное соответствие реального и не-реального рассматриваются на примере театра как вида коммуникативной практики. Термин «не-реальное» (через дефис) вводится для обозначения разнообразных неконтингентных систем значений и значимостей, которые выступают в качестве коррелятов реального измерения соответствующих человеческих миров, или пространств, а также в качестве основного средства коммуникации. К признакам реального относятся, во-первых, человеческая телесность в ее движениях, действиях, ощущениях, во-вторых, предметы, с которыми так или иначе, прямо или косвенно телесно соприкасается и действует человек, а также контингентность, или случайность, сочетание неопределенности и определенности каждый раз конкретной человеческой ситуации. Особое значение уделяется различию не-реального как системы значений и вымысла. Подвергается критическому анализу позиция А. Шюца о сознании реальности сценического, исходным пунктом которой явилась концепция У. Джеймса о многообразии реальностей. Подробно рассматривается концепция Ирвинга Гофмана, критическому анализу подвергается его попытка применять термин «роль» в отношении как сценической, так и внесценической жизни. Проводится сравнение между театром и кино в аспекте коммуникации между зрителями и актерами.
Список литературы
1. Шюц А. Символ, реальность, общество // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1055 с.
2. Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. C. 462–491.
3. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2004. 750 c.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Молчанов В.И. О различии реального и не-реального на сцене и за ее пределами. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(2):46-58. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-2-46-58
For citation: Molchanov V.I. On distinguishing the real from the non-real on the stage and off it. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(2):46-58. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-2-46-58
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.