Перцепция и рецепция в теории искусства


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-87-97

Полный текст:


Аннотация

Известно, что человек вообще и психика в частности состоят как из врожденных, так и из приобретенных элементов. Поэтому всё, что мы делаем – не исключая искусство и коммуникацию, – определяется либо первыми, либо вторыми факторами. Однако в науках об искусстве это традиционно либо не учитывается, либо учитывается в недостаточной степени. Такой недоучет нестрашен в филологии, но в науке о визуальных искусствах, глубоко укорененных в особенностях зрительного восприятия, он может вести к существенным теоретическим потерям. Поэтому в искусствоведении имеет смысл систематически различать особенности искусства, опирающиеся на врожденные аспекты восприятия (перцепцию) и на приобретенные (рецепцию).

Об авторе

С. А. Филиппов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Сергей А. Филиппов, кандидат искусствоведения

125009, Россия, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 1;



Список литературы

1. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Опыт естественной истории человеческого познания // Лоренц К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008. С. 309–586.

2. Арнхейм Р. Искуcство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 393 с.

3. Кулка И. Психология искусства. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 558 с.

4. Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. 335 с.

5. Goldstein E.B. Pictorial Perception and Art // Blackwell Handbook of Perception. Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 2001. P. 344–378.

6. The Perception of Pictures / Ed. by Margaret A. Hagen. Cambridge (Mass.): Academic Press, 1980. (in 2 vols)

7. In the Mind’s Eye: Julian Hochberg on the Perception of Pictures, Films, and the World / Ed. by M.A. Peterson, B. Gillam, H.A. Sedgwick. Oxford etc.: Oxford University Press, 2007. 656 p.

8. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское радио, 1978. 184 с.

9. Лайонз Дж. Язык и лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004. 317 с.

10. Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: УРСС, 2004. 456 с.

11. Кронгауз М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности //Наука и жизнь. 2011. № 8. С. 66–72

12. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России: 1896–1930. Рига: Зинатне, 1991. 492 с.

13. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. М.: Синдбад, 2016. 518 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Филиппов С.А. Перцепция и рецепция в теории искусства. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(1):87-97. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-87-97

For citation: Filippov S.A. Perception and reception in the theory of art. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(1):87-97. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-87-97

Просмотров: 90

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)