«Что Бог сочетал, того философ разлучить не может». Гамановская «метакритика» Канта


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-8-218-232

Полный текст:


Аннотация

И.Г. Гаман и И. Кант – мыслители-современники, которых связывало личное знакомство и общение, начавшееся в годы их молодости (в 1756 г.) и продолжавшееся до смерти Гамана в 1788 г. На вышедшую в 1781 г. «Критику чистого разума» Канта Гаман отвечает своей «метакритикой» кантовского трансцендентализма. Различные линии его критики философии Канта сходятся к решающей для Гамана проблематизации языка как условия возможности всякого мышления. Кант, по мысли Гамана, не учитывает того, что сама его философия является осуществлением фундированной в языке возможности мыслить. С позиций своей философии языка Гаман критикует кантовское понимание разума как самодостаточной инстанции, способной самой для себя быть руководством. Представить так разум Канту, по мысли Гамана, удается благодаря «насильственному, неправомерному разведению» чувственности и рассудка как двух «стволов» познания, возможному лишь в силу представления о чувственном восприятии как начинающемся с внеязыковой данности ощущений. В противовес этому Гаман отстаивает мысль о чувственном восприятии как с самого начала совершающемся в языке. Чувственность и рассудок, по мысли Гамана, это не два ствола, а два корня единого процесса познания, которые могут быть помыслены как «рецептивность языка и спонтанность понятий», или «рецептивный и спонтанный язык». Развивая далее мысль о единстве разума и языка, Гаман в полемике с Кантом отстаивает также мысль об историчности и диалогическом осуществлении всякого разумного познания.

Об авторе

А. В. Лызлов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Алексей В. Лызлов, кандидат психологических наук

ГСП-3, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Гадамер 1991 – Гадамер Х.-Г. История понятий как философия // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 26–43.

2. Гаман 2003а – Гаман И.Г. Достопримечательные мысли Сократа // Гильманов Β.Х. Философия «образа» И.Г. Гамана и Просвещение. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 423–476.

3. Гаман 2003b – Гаман И.Г. Aesthetica in nuce // Гильманов В.Х. Философия «образа» И.Г. Гамана и Просвещение. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 477–545.

4. Гильманов 2009 – Гильманов В.Х. Введение к публикации переписки Канта и Гамана // Кантовский сборник. 2009. № 1 (29). С. 92–95.

5. Кант 1993a – Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1. Трактаты и статьи (1784–1796). М.: АО «Ками», 1993. С. 124–147.

6. Кант 1993b – Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении? // Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1. Трактаты и статьи (1784–1796). М.: АО «Ками», 1993. С. 192–237.

7. Кант 1994 – Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Сочинения. В 8 т. Т. 4. М.: Чоро, 1994. С. 5–152.

8. Кант 2006 – Кант И. Критика чистого разума. 1-е издание (А) // Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 2. Ч. 2. М.: Наука, 2006. 936 c.

9. Bayer 2002 – Bayer O. Vernunft ist Sprache. Hamanns Metacritik Kants. Stuttgard-Bad Cannstatt: fromman-holzboog, 2002. 502 S.

10. Betz 2009 – Betz J.R. After Enlihtment. The Post-Secular Vision of J.G. Hamann. Chichester: Wiley-Blackwell, 2009. 356 p.

11. Hamann 1979 – Hamann J.G. Briefwechsel. Bd. VII. Frankfurt/M.: Insel, 1979. 518 S.

12. Hamann 2000a – Hamann J.G. Brief an Christian Jacob Kraus am 18. Dezember 1784 [Электронный ресурс]. URL: www.hamann-kolloqium.de/kraus (дата обращения 5 июля 2019).

13. Hamann 2000b – Hamann J.G. Brocken [Электронный ресурс]. URL: www.hamann-kolloqium.de/brocken (дата обращения 5 июля 2019).

14. Hamann 2000c – Hamann J.G. Metakritik über den Purismus der Vernunft [Электронный ресурс]. URL: www.hamann-kolloqium.de/metakritik (дата обращения 5 июля 2019).

15. Hamann 2000d – Hamann J.G. Sokratische Denkwürdigkeiten [Электронный ресурс]. URL: www.hamann-kolloqium.de/denkwuerdigkeiten (дата обращения 5 июля 2019).

16. Kierkegaard 2014 – Kierkegaard S. Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift [Электронный ресурс]. URL: http://sks.dk/AE/txt.xml (дата обращения 5 июля 2019).

17. Müller 1982 – Müller F. Unterhaltungen mit Goethe. Weimar: Beck, 1982. 401 S.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лызлов А.В. «Что Бог сочетал, того философ разлучить не может». Гамановская «метакритика» Канта. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(3):218-232. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-8-218-232

For citation: Lyzlov A.V. “What God has joined together, can’t any philosopher separate”. Hamann’s “metacritique” of Kant. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(3):218-232. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-8-218-232

Просмотров: 22

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)