Композиционная роль пейзажа в русской иконе второй половины XVII - первой трети XVIII в

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается один из аспектов изучения сложных пейзажных фонов, появившихся в иконописи во второй половине XVII в. Новые формы приходят на смену традиционному условному изображению природы на иконах. В композиционном отношении пейзажи нового типа могут располагаться на иконах следующим образом: это пейзаж в качестве фона на втором плане; пейзаж на фоне, включающий в себя житийные сцены; пейзаж, в который вписан основной сюжет; пейзажный фрагмент в арке или проеме архитектуры. В зависимости от композиционной роли меняется связь пейзажа с изображенным сюжетом.

Об авторе

Светлана Александровна Кирьянова
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва); Государственный институт искусствознания
Россия


Список литературы

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации. В 2 т. Т. 2. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1963. С. 443, кат. 954, ил. 157-158.

2. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984. С. 112, цв. ил. 29.

3. Романенко А.И. Патриаршие палаты. М.: Арт-курьер, 2001. С. 91.

4. Святые образы: Русские иконы XV-XX веков их частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. М.: Эксперт Клуб, 2006. С. 76-77, кат. 44.

5. Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. С. 23, ил. на цветной вклейке.

6. Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX веков из собрания Ярославского художественного музея: Каталог выставки / Авт.-сост. О.Б. Кузнецова, А.В. Федорчук. М.: Северный паломник, 2006. С. 54-55, кат. 25.

7. Костромская икона XIII-XIX вв. / Авт.-сост. Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. С. 555, кат. 148, ил. 245.

8. Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М.: Северный паломник, 2002. С. 43, ил. 32.

9. Ярославский художественный музей: 101 икона из Ярославля / Авт.-сост. О.Б. Кузнецова, А.В. Федорчук. М.: Северный паломник, 2007. С. 136, кат. 30, ил. на с. 57.

10. Русская житийная икона / Авт.-сост. Н.И. Комашко, Е.М. Саенкова. М.: КнигиWam, 2007. С. 18, ил. на с. 19-21.

11. Полякова О.А. Шедевры русской иконописи XVI-XIX вв. М.: Арт-родник, 1999. Кат. 26.

12. Сахарова О.М. Иконостас Успенского собора Рязанского кремля: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2010. С. 90, ил. 127.

13. Мельникова [Кирьянова] С.А. Проблема «мотивированного» и «немотивированного» пейзажа в иконописи второй половины XVII - первой трети XVIII вв // XVI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2012. С. 90-100.

14. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М.: Индрик, 2009. Ил. 3 на вклейке 2.

15. Меняйло В.А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля: Каталог. М.: Красная площадь, 2005. С. 120-122, кат. 16.

16. Русская икона XVIII века / Авт.-сост. Н.И. Комашко. М.: КнигиWam, 2006. С. 318, кат. 2, ил. на с. 30-33.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кирьянова С.А. Композиционная роль пейзажа в русской иконе второй половины XVII - первой трети XVIII в. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015;(2):120-127.

For citation: Kiryanova S. Compositional role of the landscape in Russian icon of the second half of the XVII century and the first third of the XVIII century. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2015;(2):120-127. (In Russ.)

Просмотров: 32

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)