Психоаналитические аспекты кинесики и роль визуальных топосов в методологии искусствознания конца XIX - XX в

Полный текст:


Аннотация

В статье прослеживается интерес исследователей истории искусства к довербальной коммуникативной функции кинесики, ее связи с коллективным бессознательным и культурным архетипом. Автор показывает, как косвенно или прямо искусствоведы и психологи конца XIX и XX вв. приходили к выводу о фундаментальной связи коллективного бессознательного и культурного архетипа с традициями стилевого развития и образной эволюцией пространственных искусств. В статье очерчены основные способы интерпретации кинесики и визуальных топосов в теоретико-методологических концепциях искусствознания конца XIX - XX в.

Об авторе

Людмила Юрьевна Лиманская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Wölfflin H. Prolegomena zu einer Psychologie der Architektur. München : Phil. Diss., 1886. S. 2.

2. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 140-141.

3. Ванеян С. Аби Варбург глазами Эрнста Гомбриха: опыт символизма и комментарии // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 135.

4. Warburg A. Einleitung (1929) // Warburg A. Der Bilderatlas Mnemosyne / Hrsg. von M. Warnke. 3 Aufl. Berlin: Akademie-Verlag, 2008. S. 3-6.

5. Cassirer E. Worte zur Beisetzung von Professor Dr. Aby M. Warburg // Mnemosyne. Beiträge zum 50 Todestag von Aby M. Warburg. Göttingen: Gratia-Verlag, 1979. S. 18.

6. Panofsky E. A. Warburg // Mnemosyne. Beiträge zum 50 Todestag von Aby M. Warburg. Göttingen: Gratia-Verlag, 1979. S. 29-30.

7. Торопыгина М. Аби Варбург: биография и биографы // Искусствознание. 2013. № 3-4. С. 26.

8. Curtius E.R. Europäische Literatur und Lateinisches Mittelalter. 10 Aufl. Bern, 1984. S. 9.

9. Curtius E.R. Topik als Heuristik // Toposforschung. Eine Dokumentation / Hrsg. von P. Jehn. Frankfurt a/M.: Athenaum Verlag, 1972. S. 19-20.

10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.; М., 1997. С. 29.

11. Юнг К.Г. Психика: структура и динамика. М.: Харвест, 2005. С. 416.

12. Gombrich E.H., Kris E. The Principles of Caricature // British Journal of Medical Psychology. 1938. Vol. 17. P. 325.

13. Gombrich E. The Image and the Eye. Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation. N. Y., 1982. P. 124.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лиманская Л.Ю. Психоаналитические аспекты кинесики и роль визуальных топосов в методологии искусствознания конца XIX - XX в. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016;(1):29-37.

For citation: Limanskaya L. Psychoanalytic kinesics aspects and the role of visual topos in the methodology of the studies of Art in the end of XIX-XX centuries. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2016;(1):29-37. (In Russ.)

Просмотров: 28

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)