Онтологическое доказательство у С. Франка и К. Барта
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-23-35
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу роли онтологического доказательства в философии всеединства С. Франка и в теологии Слова Бога К. Барта. Исследуя общее и особенное в интерпретации онтологического аргумента у Франка и К. Барта, авторы пытаются ответить на вопрос о разграничении понятийной природы философского и теологического дискурсов. Статьи и позиция К. Барта и позиция С. Франка в онтологическом доказательстве эксплицируют преодоление установки антропоцентризма (либеральной теологии) у К. Барта и субъективизма (нововременной философской традиции, начиная от Декарта) у Франка. Их общность прослеживается в своеобразных формах теоцентризма, теологического у К. Барта и философско-метафизического у С. Франка. Но выделяя одно и то же свойство абсолютной реальности, а именно невозможность помыслить ее небытие, они в рамках разных дискурсов по-разному это свойство анализируют. Франк оперирует целым спектром философских стратегий. Наряду с метафизическим мышлением в его творчестве присутствует методология диалогической философии, персонализма, феноменологии. К. Барт, в свою очередь, в своем антиметафизическом проекте использует такие формы философского дискурса, как диалогизм (событие Откровения, понимаемое в том числе в качестве трансцендирующей речи), экзистенциализм (христология, описываемая в категориях коммуникативной природы человека), неокантианство (через онтологизацию понятий чувственности и рассудка Г. Когена Хенриком Бартом), немецкий идеализм (все аспекты диалектики К. Барта) и другие. Онтологическое доказательство и в трактовке С. Франка, и в интерпретации К. Барта следует отнести к типу «неклассических».
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. ИльющенкоРоссия
Ева В. Ильющенко, аспирант
105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4
М. А. Пылаев
Россия
Максим А. Пылаев, доктор философских наук, доцент
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
115184, Россия Москва, Новокузнецкая ул., д. 23 Б
Список литературы
1. Аляев 2009 – Аляев Г.Е. Декартовское cogito как онтологическое доказательство в системе абсолютного реализма С. Франка // Духовный континент русской философии: Сб. науч. ст. / Под ред. проф. В.А. Фриауфа. Саратов: Саратовский источник, 2009. С. 150–159.
2. Аляев 2017 – Аляев Г.Е. С. Франк. СПб.: Наука, 2017. 255 с.
3. Аляев, Резвых 2020 – Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. Интуиция первоосновы бытия: последние записи С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник. 2020. Т. 35. С. 245–246.
4. Антонов 2020 – Антонов К.М. Как возможна религия?: В 2 ч. Ч. 2. М.: ПСТГУ, 2020. 367 с.
5. Буббайер 2001 – Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа: 1877–1950. М.: РОССПЭН, 2001.
6. Габитова 1989 – Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1989. 160 с.
7. Горин 2010 – Горин А.А. Онтологический аргумент у И. Канта и К. Барта. Элементы типологизации // Х Кантовские чтения. Классический разум и вызовы современной цивилизации: Материалы междунар. конф.: В 2 ч. / Под ред. В.Н. Брюшинкина. Ч. 2. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2010. C. 175–189.
8. Душин 2014 – Душин О.Э. «Онтологический» аргумент в интерпретации С.Л. Франка // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. Вып. 16. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2014. С. 53–57.
9. Оболевич, Цыганков 2017 – Оболевич Т., Цыганков А.С. Философия религии С.Л. Франка в свете новых материалов // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 1. С. 99–115.
10. Пылаев 2021 – Пылаев М.А. Философские начала немецкоязычной теологии XIX–XX веков. М.: ПСТГУ, 2021. 151 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ильющенко Е.В., Пылаев М.А. Онтологическое доказательство у С. Франка и К. Барта. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(1):23-35. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-23-35
For citation:
Ilyushchenko E.V., Pylaev M.A. Ontological argument by S. Frank and K. Barth. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(1):23-35. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-23-35