Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Специфика подготовки профессионалов типа «человек-знак»: особенности производственной практики дизайнеров и архитекторов

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-99-110

Аннотация

В данной работе исследуются проблемы производственной практики при подготовке студентов по профессиям «человек-знак». В соответствии с социотехнологическим подходом «человек-знак» является составным элементом «человека-творчества» и отличается созданием и использованием различных знаковых систем. В данной работе анализируются направления обучения – дизайн и архитектура. Для этого автором решаются следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по проблемам производственной практики в сфере дизайна и архитектуры; 2) определить вузы, осуществляющие подготовку кадров по указанным специальностям (профилям) подготовки; 3) произвести отбор вузов для последующего анализа особенностей производственных практик по указанным специальностям (профилям) подготовки; 4) провести серию глубинных интервью с трудоустроившимися выпускниками, проходившими обучение по указанным специальностям (профилям) подготовки. Полученные данные не позволяют говорить о кардинальном ухудшении или улучшении положения дел в сфере производственной практики. Тем не менее выделен ряд проблем, среди которых укороченная практика для бакалавриата архитектуры, ограниченность баз практики, неактуальность и противоречивость учебных планов и др. образовательных документов на сайтах вузов. Кроме того, в ходе глубинных интервью выявлены общие и специфические (характерные только для дизайнеров и архитекторов) проблемы эффективности производственной практики.

Об авторе

Г. В. Ниорадзе
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Георгий В. Ниорадзе, аспирант

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Абрамов 2014 – Абрамов Р.Н. Классификация исследовательских направлений в изучении занятий и профессий // Социологический ежегодник. 2014. № 2013–2014. С. 83–104.

2. Бурдье 2002 – Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.

3. Ковешникова 2011 – Ковешникова Н.А. Актуальные проблемы дизайн-образования в контексте современной теории и практики дизайна // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4 (96). С. 151–155.

4. Никандров, Грохольская 2012 – Никандров Н.Д., Грохольская О.Г. Классификация профессий и видов профессиональной деятельности // Научные исследования в образовании. 2012. № 10. С. 3–19.

5. Пуляевский, Захарчук 2021 – Пуляевский П.Е., Захарчук М.Г. Производственная практика как опыт формирования профессиональных компетенций обучающихся // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 4 (39). С. 740–751.

6. Сапугольцев, Сапугольцева 2016 – Сапугольцев В.Ю., Сапугольцева М.А. Роль производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих дизайнеров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всерос. научно-методич. конф. Оренбург, 3–5 февраля 2016 г. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2016. С. 658–663.

7. Тощенко 2022 – Тощенко Ж.Т. К классификации профессий: социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа) // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 66–76.


Рецензия

Для цитирования:


Ниорадзе Г.В. Специфика подготовки профессионалов типа «человек-знак»: особенности производственной практики дизайнеров и архитекторов. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(4):99-110. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-99-110

For citation:


Nioradze G.V. Specifics in training professionals of the “man-sign” type: features of work practice for designers and architects. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(4):99-110. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-99-110

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)