ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Статья представляет собой предисловие к ранее неизвестному тексту А.А. Ванеева (1922–1985), ученика и последователя Л.П. Карсавина (1882–1952), автора книги «Два года в Абези», содержащей философский портрет русского религиозного философа. «Письма Учителю» стали одной из первых попыток Ванеева осмыслить и изложить идеи Льва Карсавина, усвоенные учеником в результате долгого общения со своим именитым собеседником. Уже этот ранний текст свидетельствует о философской чуткости и даре самостоятельной мысли Анатолия Ванеева, недавнего убежденного материалиста, воспитанника советской антирелигиозной системы образования.
Встреча с Карсавиным и погружение в его работы вывели Ванеева к собственным темам – выяснению положительного смысла атеизма и выявлению особенностей новой религиозности, скрыто впитавшей современный атеизм. Статья содержит краткий анализ значения идеи об эвристическом значении догматики как одного из наиболее существенных для понимания размышлений обоих мыслителей.
СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 1990-е гг. российская социология активно восполняла недостаток знаний западной и дореволюционной российской социологии. Погружение в изучение западной социологии принесло понимание, что стройного здания западной теоретической социологии не существует. Осмысление результатов реформ, которые противоречили прогнозам российских социологов, и сопоставление их с работами классиков социологии вело к изменению взглядов российских социологов. Поэтому в середине 1990-х некоторые российские социологи поставили вопрос о создании теории постсоветского общества.
Именно в таких условиях появилась известная статья А.Ф. Филиппова, в которой было сделано утверждение, что в России теоретической социологии нет. В статье ставился вопрос о создании национальной социологии в России, а также методологически рассматривались принципы разработки «хорошей» теории.
Статья вызвала многочисленные дискуссии в социологическом сообществе на протяжении двух десятилетий. Мнения варьировались от полной поддержки тезисов А.Ф. Филиппова до отрицания необходимости создания национальной социологии в России. В то же время важно было опровергнуть утверждение о несуществовании теоретической социологии в России, и это дало толчок разработке новых теорий.
В статье представлены итоги социально-экономических исследований первой половины XX в., раскрывающие фактическое состояние промышленного производства, выявляющие социально значимые проблемы в экономической сфере. Показаны различные направления поиска их сценарных решений на основе использования различных классификаций прогнозов социально-экономического развития советской страны, осуществленные С.Г. Струмилиным. Предсказания сопоставляются с реалиями в различных сферах для попытки по-новому с учетом современных требований взглянуть на состоятельность и востребованность предлагаемых долгосрочных трендов в историческом и нынешнем контексте.
Социальные навыки и личностные качества, формируемые средней общеобразовательной школой, не в полной мере соответствуют ожиданиям работодателей, принимающим на работу выпускников школ без профессионального образования. В статье рассматривается компетентностный подход как способ изучения и сближения установок школьных учителей и представителей рынка труда в отношении межпредметных компетенций, которыми должен обладать выпускник школы, чтобы успешно трудоустроиться. Эмпирическую основу для выявления компетенций составляют данные экспертного интервью с работодателями.
Анкетный опрос учителей и представителей рынка труда выявил высокую степень совпадения их позиций в тех вопросах, где было предложено ранжировать перечень компетенций применительно к ситуациям, связанным с повседневными профессиональными обязанностями. Результаты исследования свидетельствуют о разном понимании сущности компетенций, если дело касается лично каждого, и о существовании единого для представителей всех профессий социокультурного стереотипа восприятия компетенций. Данный стереотип существенно ограничивает возможности использования компетенций в качестве средства выявления различий в ожиданиях разных социальных групп, а также средства согласования их позиций.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Тема взаимодействия художника и частного заказчика является одной из важнейших для изучения процессов, протекающих в обществе и искусстве. Не принадлежа официальным учреждениям, таким как Академия живописи и скульптуры, не имея амбиций знатока, зачастую желающего стать наставником для мастеров кисти, частный заказчик руководствовался только своими практическими потребностями и личными вкусами. Плодотворной почвой для диалога между художником и его клиентом стал жанр портрета – один из самых востребованных во французском обществе XVIII столетия.
Цель статьи состоит в изучении вкусов в области портрета рядового парижского заказчика указанной эпохи, того, каким он желал видеть на полотне самого себя и своих близких, какими атрибутами предпочитал окружать свою персону, как пожелания клиента находили воплощение в готовых произведениях и согласовывались с творческими амбициями и индивидуальной творческой манерой художника. Автор уделяет внимание различию отношения к портретному жанру заказчиков и людей, причастных к формированию и развитию академической доктрины. С этой целью внимательно изучаются тексты, созданные теоретиками, критиками и знатоками, в которых вкусы частных лиц и потрафляющие им художники подвергаются подробному критическому разбору.
В результате французская портретная школа XVIII в. предстает как плод сотрудничества живописцев и частного заказчика, самосознание которого, сложившись под влиянием многих социокультурных факторов, требовало адекватного выражения в области искусства.
Статья посвящена истории создания, а также иконографии и стилю семейной иконы калужских дворян Пирамидовых. Надпись на ее обороте говорит о причинах заказа – удовлетворении судебного иска Ольги Григорьевны Пирамидовой. Это событие произошло в конце 1800 г. По ряду признаков эту тяжбу можно связать с «пирамидовским делом». Иконографическая программа памятника характерна для дворянского вкуса: изображены патрональные святые членов семьи, при этом в компоновке фигур явно выражена диалогичность. Образы святых Луки и Филиппа отражают мемориальный характер иконы, поскольку их церковная память приходится, соответственно, на начало и конец судебного дела. Пристальный анализ этих и других деталей помогает понять принципы сценариев формирования идентичности и стратегий памяти в среде русского провинциального дворянства. Благодаря точным датирующим признакам и подтвержденной связи с дворянским родом, постоянно проживавшим в Калужской губернии, икона становится важной опорной точкой в определении отличительных стилевых черт некоторых калужских икон. Через ряд аналогий формируется стилистически единая группа, ориентированная на образцы позднего московского барокко и связанная с эстетическими предпочтениями благородного сословия.
ISSN 2073-6401 (Online)