Компетентностный подход в изучении позиций школы и рынка труда
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-76-88
Аннотация
Социальные навыки и личностные качества, формируемые средней общеобразовательной школой, не в полной мере соответствуют ожиданиям работодателей, принимающим на работу выпускников школ без профессионального образования. В статье рассматривается компетентностный подход как способ изучения и сближения установок школьных учителей и представителей рынка труда в отношении межпредметных компетенций, которыми должен обладать выпускник школы, чтобы успешно трудоустроиться. Эмпирическую основу для выявления компетенций составляют данные экспертного интервью с работодателями.
Анкетный опрос учителей и представителей рынка труда выявил высокую степень совпадения их позиций в тех вопросах, где было предложено ранжировать перечень компетенций применительно к ситуациям, связанным с повседневными профессиональными обязанностями. Результаты исследования свидетельствуют о разном понимании сущности компетенций, если дело касается лично каждого, и о существовании единого для представителей всех профессий социокультурного стереотипа восприятия компетенций. Данный стереотип существенно ограничивает возможности использования компетенций в качестве средства выявления различий в ожиданиях разных социальных групп, а также средства согласования их позиций.
Ключевые слова
Об авторе
П. В. ШевченкоРоссия
Павел В. Шевченко, кандидат психологических наук, доцент
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4
Список литературы
1. Весманов и др. 2015 – Весманов С.В., Весманов Д.С., Шевченко П.В. Анализ образовательных запросов заказчиков образовательных услуг общего образования: границы и методика // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2015. № 4 (6). С. 89–105.
2. Гладкая 2011 – Гладкая И.В. Становление понятия «Профессиональная компетентность» в теории профессионального образования // Человек и образование. 2011. № 2. С. 130–134.
3. Карпов 2022 – Карпов А.А. К проблеме разработки обобщающей классификации профессионально важных качеств (ПВК) // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 96–111.
4. Маркова 1996 – Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 312 с.
5. Петровская 1989 – Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
6. Слукина 2015 – Слукина Т.Л. Школьная отметка – главный критерий конкурентоспособности выпускника школы // Управление качеством образования. 2015. № 8. С. 20–22.
7. Толочек 2019 – Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. Вып. 2. С. 123–137.
8. Шаповалов 2008 – Шаповалов В.И. Конкурентоспособность учащегося как интегральный критерий эффективности дополнительного образования школьников // Известия ВГПУ. 2008. № 6. С. 36–40.
9. Шевченко 2019 – Шевченко И.О., Шевченко П.В. Гендерные особенности прекарности // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 84–95.
10. Шевченко 2022a – Шевченко П.В. Вне фокуса внимания школы // Системная психология и социология. 2022. № 2. С. 75–83.
11. Шевченко 2022b – Шевченко П.В. Московская школа: итоги реформ // Наука. Культура. Общество. 2022. № 3. С. 122–136.
Рецензия
Для цитирования:
Шевченко П.В. Компетентностный подход в изучении позиций школы и рынка труда. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(4):76-88. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-76-88
For citation:
Shevchenko P.V. Competence-based approach as a means of school and labor market positions. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(4):76-88. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-76-88