Мотив маски в искусстве Византии и европейского Средневековья. Особенности мотива маски в церкви Богоматери Пантанассы в Мистре

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается мотив маски в византийском и средневековом западном искусстве сквозь призму поиска параллелей и прототипов в античности. Особое внимание уделяется маскам, обрамляющим медальоны с образами евангелистов в церкви Богоматери Пантанассы в Мистре (1428 г.), трактовка и иконография которых в контексте храмовой росписи не находят прямых аналогий ни в византийском, ни западноевропейском искусстве. Архетип этого мотива можно встретить в античных изображениях масок и персонификаций, которые получают новую жизнь в Византии в периоды возрождения особого интереса к античности, приобретая новые оттенки значений в христианском искусстве.

Об авторе

Светлана Владимировна Цымбал
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Turner V. From ritual to Theatre. The Human Seriousness of Play. N. Y.: PAJ Publications, 1982. P. 21-58.

2. Taplin O. The Pictorial record // The Cambridge Companion to Greek Tragedy / Ed. by P.E. Easterling. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 69.

3. Dunbabin K.M.D. Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. Fig. 48.

4. Antioch mosaics / Ed. by F. Cimok. İstanbul: A-Turizm Yayınları, 1995. P. 31, fig. 7, 13.

5. Саркофаг с изображением муз // Официальный сайт ГМИИ им. Пушкина [Электронный ресурс]. URL: http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3677_Sarkofag_s_muzami/index.php (дата обращения: 23.10.2014).

6. Sarcophagus with trimph of Dionysos // Museum of Fine Arts, Boston [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.org/collections/object/sarcophagus-with-triumph-of-dionysos-151242 (дата обращения: 10.10.2014).

7. Garland Sarcophagus // The Walters Art Museum [Электронный ресурс]. URL: http://art.thewalters.org/detail/30186/garlandsarcophagus/ (дата обращения: 06.10.2014).

8. Zanker P., Ewald B.C. Living with Myths. The imagery of roman sarcophagi. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 329-349.

9. Mouriki D. The Mask Motif in the Wall Paintings of Mistra. Cultural Implications of a Classical Feature in Late Byzantine Painting. ΔXAE 10 (1980-1981), Περ. Δ’. T. 10. AΘΗΝΑ, 1981. P. 307-338.

10. Электронная база изображений византийского искусства // Русская икона [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/7x3-dtl.php (дата обращения: 07.11.2014).

11. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, славянская Македония. М.: Индрик, 2000. С. 521.

12. Antioch Mosaics / Ed. by F. Cimok. İstanbul: A-Turizm Yayınları, 2000. P. 29.

13. Önal M. Mosaics of Zeugma. İstanbul: A-Turizm Yayınları, 2010. P. 28-29, 34-35.

14. Lanvin I. The Hunting Mosaics of Antioch and Their Sources. A study of Compositional Principles in the Development of Early Medieval style // Dumbarton Oaks Papers. 1963. Vol. 17.

15. Crosseron en ivoire de morse // Musée de Cluny [Электронный ресурс]. URL: http://www. musee-moyenage.fr/collection/oeuvre/crosseron-en-ivoire-de-morse.html (дата обращения: 20.08.2014).

16. Geese U. Romanesque sculpture // Romanesque Architecture, Sculpture, Painting / Ed. by R. Toman. Cologne, 2010. P. 290, 315, 319.

17. Keller H. Die Entstehung des Bildnisses am Ende des Hochmittelalters // Römisches Jahrbuch für Kunstgeschichte. 1939. Kg. 3. S. 243ff.

18. Folchart Psalter (Psalterium Gallicanum with Cantica) // Virtual Manuscript Library of Switzerland [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-codices.unifr.ch/en/list/one/csg/0023 (дата обращения: 15.08.2014).

19. Psalter // The British Library [Электронный ресурс]. URL: http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/record.asp?MSID=6479 (дата обращения: 15.08.2014).

20. Évangile de l’abbaye de Senones // Bibliothèque nationale de France [Электронный ресурс]. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b85511181/ f8.image.r=.langEN (дата обращения: 15.08.2014).

21. Manuscrits grecs. Liturgia S. Basili Magni // Bibliothèque nationale de France [Электронный ресурс]. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b102245918/f10.image. r=.langEN (дата обращения: 10.08.2014).

22. Latin 12410 [Гомилии св. Одилона, XI-XIV вв. Lat. 12410] // Bibliothèque nationale de France [Электронный ресурс]. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b90667200/f1.item (дата обращения: 10.08.2014).

23. Nishimura M.M. Images in the margins. The medieval imagination. Los Angeles: The J. Poul Getty Museum, 2009. P. 20. Fig. 16.

24. Osborne J. The Use of Painted Initials by Greek and Latin Scriptoria in Carolingian Rome // Gesta. 1990. Vol. 29. № 1. P. 76-85. Fig. 5, 9.

25. Collection of Greek and Roman Antiquities. Selected masterpieces // Kunsthistorisches Museum Wien [Электронный ресурс]. URL: http://www.khm.at/en/visit/collections/collection-of-greek-and-roman-antiquities/selected-masterpieces/ (дата обращения: 06.07.2014).

26. The Roman Society [Электронный ресурс]. URL: http://www.romansociety.org/ imago/searching-saving/show/808.html (дата обращения: 15.06.2014).

27. Christensen A.M. From Palaces to Pompeii: The Architectural and Social Context of Hellenistic Floor Mosaics in the House of the Faun (2006). Electronic Theses, Treatises and Dissertations. Paper 3630 // The Florida State University [Электронный ресурс]. URL: http://diginole.lib.fsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2439&context=etd (дата обращения: 22.01.2015).

28. Antioch mosaics / Ed. by F. Cimok. İstanbul: A-Turizm Yayınları, 1995. P. 31, 38.

29. Calame C. Facing the otherness: The tragic mask in Ancient Greece // History of religions. 1986. Vol. 26. № 2. P. 128.

30. Cartledge P. “Deep Plays”: theatre as process in Greek civic life. Pl. 1 // The Cambridge Companion to Greek Tragedy / Ed. by P.E. Easterling. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 7-8.

31. Худяк М.М. Из истории Нимфея VI-III веков до н. э. Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа 1962. 64 с.

32. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и Политика. СПб.: Нестор-История, 2008. C. 222-224.

33. Vernant J.P., Vidal-Naquet P. Myth and Tragedy in Ancient Greece. N. Y.: Zone Books, 1990. P. 199.

34. Wiles D. The Masks of Menander. Sign and Meaning in Greek and Roman Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 74-77.

35. Гомеровы гимны. Гимн VII. Дионис и разбойники // История Древнего Рима [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/homer/hymn/dionis.htm (дата обращения: 06.10.2014).

36. Тайная Вечеря // Русская икона [Электронный ресурс]. URL: http://www. ruicon.ru/arts-new/fresco/1x1-dtl/freska/tajnaya_vecherya/ (Дата обращения 20.10.2014).

37. Ασπρα-Βαρδαβακη Μ., Εμμανουηλ Μ. Η Μονη τηε Παντανασσας στον Μυστρα. ΕμποΡιη Τραπεσα τηε Ελλαδος. Αθενα, 2005. P. 55-64.

38. Dufrenne S. Les Programmes Iconografiques des Églises Byzantines de Mistra. P., 1970. 83 р.

39. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб.: Алетейя, 1997. С. 154.

40. Runciman S. The lost capital of Byzantium. Cambridge: Harvard University Press, 2009. P. 102-104.

41. Emmanuel M. Religious Imagery in Mystra. Donors and Iconographic Programs // Material Culture and Well-being in Byzantium (400-1453). Proceedings of the International conference (Cambridge, 8-10 September 2001). Wien, 2007. P. 125.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Цымбал С.В. Мотив маски в искусстве Византии и европейского Средневековья. Особенности мотива маски в церкви Богоматери Пантанассы в Мистре. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015;(1):108-119.

For citation: Tsymbal S. The mask motive in the Byzantine and Western Medieval Art. The features of the mask motive in the Church of the Theotokos Pantanassa in Mistra. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2015;(1):108-119. (In Russ.)

Просмотров: 51

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)