Художник и частный заказчик в Париже XVIII в. К вопросу о развитии портретного жанра
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-111-131
Аннотация
Тема взаимодействия художника и частного заказчика является одной из важнейших для изучения процессов, протекающих в обществе и искусстве. Не принадлежа официальным учреждениям, таким как Академия живописи и скульптуры, не имея амбиций знатока, зачастую желающего стать наставником для мастеров кисти, частный заказчик руководствовался только своими практическими потребностями и личными вкусами. Плодотворной почвой для диалога между художником и его клиентом стал жанр портрета – один из самых востребованных во французском обществе XVIII столетия.
Цель статьи состоит в изучении вкусов в области портрета рядового парижского заказчика указанной эпохи, того, каким он желал видеть на полотне самого себя и своих близких, какими атрибутами предпочитал окружать свою персону, как пожелания клиента находили воплощение в готовых произведениях и согласовывались с творческими амбициями и индивидуальной творческой манерой художника. Автор уделяет внимание различию отношения к портретному жанру заказчиков и людей, причастных к формированию и развитию академической доктрины. С этой целью внимательно изучаются тексты, созданные теоретиками, критиками и знатоками, в которых вкусы частных лиц и потрафляющие им художники подвергаются подробному критическому разбору.
В результате французская портретная школа XVIII в. предстает как плод сотрудничества живописцев и частного заказчика, самосознание которого, сложившись под влиянием многих социокультурных факторов, требовало адекватного выражения в области искусства.
Об авторе
Е. Е. АгратинаРоссия
Елена Е. Агратина, кандидат искусствоведения, доцент
119146, Москва, 2-я Фрунзенская ул., д. 5
Список литературы
1. Золотов 1968 – Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII века. М.: Искусство, 1968. 276 с.
2. Помян 2022 – Помян К. Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2022. 400 с.
3. Corvisier 1978 – Corvisier A. Arts et sociétés dans l’Europe du XVIIIe siècle. Paris: Presse universitaire de France, 1978. 244 р.
4. Dumont-Wilden 1909 – Dumont-Wilden L. Le portrait en France. Bruxelles: G. van Oest & cie, 1909. 276 p.
5. Guichard 2008 – Guichard Ch. Les amateurs d’art à Paris au XVIIIe siècle. Seyssel: Champs Vallon, 2008. 392 p.
6. Hedley 2003 – Hedley J. L’influence française sur l’art du portrait anglais au XVIIIe siècle // De soie et de poudre. Versailles, 2003. P. 103–135.
7. Leroy 1953 – Leroy A. Maurice Quentin de La Tour et la société française du XVIIIe siècle. Paris: Edition Albin Michel, 1953. 350 p.
8. Maurice Quentin de La Tour, Mademoiselle Ferrand meditiert über Newton, um 1752, Bayerische Staatsgemäldesammlungen – Alte Pinakothek München, URL: http://www.sammlung.pinakothek.de/en/artwork/bwx062OGm8 (дата обращения 16 ноября 2022).
9. Pommier 1998 – Pommier E. La théorie du portrait. De la Renaissance aux lumières. Paris: Gallimard, 1998. 508 p.
10. Renard 2003 – Renard Ph. Portraits & autoportraits d’artistes au XVIIIe siècle. Paris: Renaissance du Livre, 2003. 189 p.
11. Schieder 2013 – Schieder M. Les Portraits sont devenus un spectacle nécessaire à chaque Français. Le discours esthétique sur le portrait au milieu du XVIIIe siècle (...) // Christian Michel and Carl Magnusson (eds.): Penser l’art dans la seconde moitié du XVIIIe siècle. Paris, 2013, pp. 41–58.
12. Schneider 2020 – Schneider M. Belle comme Venus. Paris, Éditions de la Maison des sciences de l’homme. Centre allemand d’histoire de l’art (DFK Paris), 2020. 370 p. URL: https://books.openedition.org/editionsmsh/24089 (дата обращения 16 ноября 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Агратина Е.Е. Художник и частный заказчик в Париже XVIII в. К вопросу о развитии портретного жанра. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(4):111-131. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-111-131
For citation:
Agratina E.E. An artist and private customer in the 18th-century Paris. Survey on the development of portrait painting. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(4):111-131. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-111-131