«Устроися сей образ в память благодеяния Божия»: Семейная икона калужских дворян Пирамидовых
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-142-169
Аннотация
Статья посвящена истории создания, а также иконографии и стилю семейной иконы калужских дворян Пирамидовых. Надпись на ее обороте говорит о причинах заказа – удовлетворении судебного иска Ольги Григорьевны Пирамидовой. Это событие произошло в конце 1800 г. По ряду признаков эту тяжбу можно связать с «пирамидовским делом». Иконографическая программа памятника характерна для дворянского вкуса: изображены патрональные святые членов семьи, при этом в компоновке фигур явно выражена диалогичность. Образы святых Луки и Филиппа отражают мемориальный характер иконы, поскольку их церковная память приходится, соответственно, на начало и конец судебного дела. Пристальный анализ этих и других деталей помогает понять принципы сценариев формирования идентичности и стратегий памяти в среде русского провинциального дворянства. Благодаря точным датирующим признакам и подтвержденной связи с дворянским родом, постоянно проживавшим в Калужской губернии, икона становится важной опорной точкой в определении отличительных стилевых черт некоторых калужских икон. Через ряд аналогий формируется стилистически единая группа, ориентированная на образцы позднего московского барокко и связанная с эстетическими предпочтениями благородного сословия.
Об авторе
В. А. ГолубевРоссия
Валентин А. Голубев, аспирант
119192, Москва, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4
Список литературы
1. Агеева 1991 – Агеева О. Культовые памятники Москвы и Петербурга петровского времени: К вопросу о традициях и новациях в русской культуре нового времени // Актуальные проблемы истории русской культуры: Сб. научных трудов / Институт истории СССР АН СССР. М., 1991. С. 60–89.
2. Алтунин, Заварихин 2019 – Алтунин Г., Заварихин С. История формирования архитектурного ансамбля Лихвинского Покровского Доброго монастыря // Тульский краеведческий альманах. 2019. № 16. С. 152–162.
3. Бусева-Давыдова 2007 – Бусева-Давыдова И. «Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»? Загадка одной богородичной иконографии // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2007. № 5 (47). С. 52–56.
4. Бусева-Давыдова 2011 – Бусева-Давыдова И. Семейные иконы в русской культуре // Уваровские чтения VII. Семья в традиционной культуре и современном мире: Материалы Всерос. науч. конф. Муром, 29 апреля – 1 мая 2008 г. / ГУК ВО «Муромский историко-художественный музей». Муром, 2011. С. 80–88.
5. Бусева-Давыдова 2019 – Бусева-Давыдова И. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М.: БуксМАрт, 2019. С. 131–135, 169–170.
6. Грачева 2018 – Грачева И. Рязань в поэзии А.В. Антонова [Электронный ресурс] // Вестник Рязанского государственного университета им. С. Есенина. 2018. № 2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ryazan-v-poezii-a-v-antonova (дата обращения 27 мая 2022).
7. Голубев 2022 – Голубев В.А. Подносная икона с видом Лихвинского Доброго монастыря: датировка, типология, иконография, стиль // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 47. С. 136–157.
8. Заурдина, Авдеенко, Джаббаров 2006 – Заурдина С., Авдеенко Е., Джаббаров Р. Семья и род Щепочкиных в истории России и Калужского края. Родословная роспись // Труды Регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Вып. 7. Калуга, 2006. С. 98–110.
9. Комашко 2006 – Комашко Н. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006. 340 с.
10. Нечаева, Чернов 2010 – Нечаева Т., Чернов М. «Писанъ в Калуги…». Калужские иконы XVIII–XIX веков // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2010. № 11 (81). С. 14–66.
11. Перекрестов 2012 – Перекрестов Р. Две иконы клинцовского письма рубежа XVIII–XIX вв. // Деснинские древности: Материалы Межгосударственной науч. конф. «История и археология Подесенья». Брянск, 2–4 декабря 2010 г. Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2012. С. 384–394.
12. Преображенский 2010 – Преображенский А. Ктиторские портреты средневековой Руси: XI – начало XVI века. М.: Северный паломник, 2010. 542 с.
13. Пуцко 2000 – Пуцко В. Иконы 2-й половины XVII и 1-й половины XVIII в. из храмов Калуги // Калуга в шести веках: Материалы 3-й городской краеведческой конф. / Сост.: В. Дьяченко. Калуга, 2000. С. 331–342.
14. Пуцко 2005a – Пуцко В. О калужской миниатюрной иконописи XVIII–XIX веков // Калуга в шести веках: Материалы 5-й городской краеведческой конф. Калуга: Полиграф-Информ, 2005. С. 319–329.
15. Пуцко 2005b – Пуцко В. Богоматерь Живоносный источник в калужской иконописи XVIII века // Калуга в шести веках: материалы 5-й городской краеведческой конф. Калуга: Полиграф-Информ, 2005. С. 346–347.
16. Рутман 2008 – Рутман Т. Святитель Дмитрий и Демидовская икона Богоматери // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Ростов Великий, 2008. С. 265–272.
17. Ровенский 2015 – Ровенский Г. Родословные пяти родов Гончаровых и роспись потомков Афанасия Авраамова сына Гончарова, основателя Полотняного Завода, многих церквей, заводов и фабрик: К 400-летию рода калужских Гончаровых. Фрязино, Щелково: Мещёра, 2015. 100 с.
18. Тарасов 1995 – Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс, Традиция, 1995. 496 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Голубев В.А. «Устроися сей образ в память благодеяния Божия»: Семейная икона калужских дворян Пирамидовых. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(4):142-169. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-142-169
For citation: Golubev V.A. “Was founded this icon in remembrance of God’s goodness”. The Family icon of the Kaluga nobles Piramidovs. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(4):142-169. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-142-169
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.