Истоки портретной концепции в творчестве В.Л. Боровиковского


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-132-141

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена рассмотрению «Портрета О.К. Филипповой» – первого известного женского образа в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757–1825). Целью исследования является определение отличительных черт художественной манеры и особенностей портретной характеристики в самом начале творчества мастера. Проблема истоков портретной концепции В.Л. Боровиковского требует сравнения с творчеством Ф.С. Рокотова: в научной литературе принято устанавливать преемственность между искусством рококо и сентиментализма на примере лучших портретистов этих эпох. Сопоставление «Портрета О.К. Филипповой» с самым знаменитым произведением Ф.С. Рокотова – «Портретом А.П. Струйской» – позволяет пересмотреть существующую традицию в историографии русского искусства XVIII столетия. Заметные различия присутствуют во всех значимых элементах портретной концепции Ф.С. Рокотова и В.Л. Боровиковского: типологические принципы, композиционные средства, живописные приемы и технические особенности. Этот вывод ставит под сомнение распространенный тезис о стилистической преемственности между рококо и сентиментализмом, что показывает необходимость дальнейшего исследования данного вопроса на более широкой выборке произведений.

Об авторе

И. А. Абрамкин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Иван А. Абрамкин, кандидат искусствоведения

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Абрамкин 2017 – Абрамкин И.А. Портретная концепция Ф.С. Рокотова (на примере женских образов) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. Т. 1. № 4. С. 147–155.

2. Алексеева 1960 – Алексеева Т.В. Боровиковский. М.: Искусство, 1960. 42 с.

3. Алексеева 1975 – Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX веков. М.: Искусство, 1975. 421 с.

4. Архангельская 1946 – Архангельская А.И. Боровиковский. М.: ГТГ, 1946. 60 с.

5. Габричевский 1928 – Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета: Сб. статей. М.: ГАХН, 1928. С. 53–75.

6. Докучаева 1997 – Докучаева О.В. Жан-Жак Руссо и пейзажный парк в России второй половины XVIII века // Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Второй: Сб. статей. М., 1997. С. 176–190.

7. Евангулова, Карев 1994 – Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1994. 194 с.

8. Жидков 1951 – Жидков Г.В. Русское искусство XVIII века. М.: Искусство, 1951. 143 с.

9. Иваницкий 2000 – Иваницкий А.И. Интимный портрет рококо: к вопросу об онтологической необходимости «большого стиля» // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. М., 2000. С. 132–142.

10. Кузьминский 1940 – Кузьминский К.С. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий: Развитие русской портретной живописи XVIII века. М.: Искусство, 1940. 188 с.

11. Машковцев 1950 – Машковцев Н.Г. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). М.: Искусство, 1950. 28 с.

12. Рыбников 1937 – Рыбников А.А. Техника масляной живописи. М.; Л.: Искусство, 1937. 219 с.

13. Свирида 2000 – Свирида И.И. Театральность как синтезирующая форма культуры XVIII века // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. М., 2000. С. 5–18.

14. Турчин 2001 – Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России. М.: Жираф, 2001. 511 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Абрамкин И.А. Истоки портретной концепции в творчестве В.Л. Боровиковского. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(4):132-141. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-132-141

For citation: Abramkin I.A. Origins of the portrait conception in the art of V.L. Borovikovsky. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(4):132-141. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-4-132-141

Просмотров: 158

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)