Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Техника дополненной реальности на основе проекций в фильме Х. Валь дель Омара «Вариации на гранате» (1975)

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-121-135

Аннотация

В статье проанализирован фильм «Вариации на гранате» (1975) испанского режиссера, пионера медиаарта Х. Валь дель Омара (1904–1982). Показано, как образы фильма создаются с помощью техники дополненной реальности на основе проекций (аналогово-механическими средствами без использования компьютерных технологий). Режиссер, проецируя на плоды и зерна граната антропоморфные изображения и усиливая драматическое воздействие фильма светоэффектами, создал критическую массу историко-мифологических ассоциаций, связанных с городом Гранада, что позволило также визуализировать фольклорного персонажа «дуэнде». Обосновано, что своеобразный мистический материализм образов фильма Х. Валь дель Омара обусловлен использованием режиссером визуальных и концептуальных доминант национальной художественной традиции жанра натюрморта периода Золотого века Испании.

Об авторе

О. В. Колотвина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ольга В. Колотвина, соискатель.

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Дьячкова 2009 – Дьячкова Н.А. Национальное своеобразие испанского бодегона конца XVI – первой четверти XVII в. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2009. № 3. С. 72–86.

2. Грау 2012 – Грау О. Фантасмагорическое визуальное колдовство XVIII столетия и его жизнь в медиаискусстве // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 1 (6). С. 101–110.

3. Калугина 2005 – Калугина Е.О. Концепция природы Луиса де Гранады и ранний испанский натюрморт // Iberica. К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». СПб.: Наука, 2005. С. 187–202.

4. Колотвина 2021 – Колотвина О.В. Иммерсивные технологии медиаискусства Х. Валь дель Омара («апанорамное переполнение образа», «диафония», «тактильное видение») как выражение его концепции «техномистицизма» // Наука телевидения. 2021. № 17.1. С. 51–71. DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.1-51-71.

5. Колотвина 2022 – Колотвина О.В. Кинематографическая репрезентация элементалей воды, земли и огня в «Триптихе первостихий Испании» Х. Валь дель Омара // Феномен алхимии в истории науки, философии, культуре: IV Междунар. науч. конф. / Отв. ред., состав. и вс. ст. Б.К. Двинянинов, В.Н. Морозов. СПб.: ИД РХГА, 2022. С. 153–160.

6. Колотвина 2023 – Колотвина О.В. Техника «пиктолюминики» экспериментального кинематографа Х. Валь дель Омара // Визуальное во всем: Сб. ст. Вып. 4. М.: Эдитус, 2023. С. 209–218.

7. García Lorca 1933 – García Lorca F. Teoría y juego del duende. Madrid: No Books Editorial, 1933.

8. Lara Osuna 2021 – Lara Osuna Rocío. Aplicaciones de la Projection-Based Augmented Reality en la enseñanza de las Artes Visuales a partir de las propuestas didácticas de José Val del Omar: una Investigación Educativa Basada en las Artes. Granada: Universidad de Granada, 2021. 452 p.

9. Orozco 1993 – Orozco Díaz E. El Pintor Fray Sánchez Cotán. Granada: Universidad de Granada, 1993. 379 p.

10. Val del Omar 2010a – Val del Omar J. Alrededor de la cultura de la sangre (1965) // Val del Omar J., Ortiz-Echagüe J. Escritos de técnica, poética y mística. Barcelona: Central Ediciones, 2010. P. 246–29.

11. Val del Omar 2010b – Val del Omar J. Creyentes del cinema. El estado cinematográfico // Val del Omar J., Ortiz-Echagüe J. Escritos de tecnica, poetica y mistica. Barcelona: Central Ediciones, 2010. P. 52–56.

12. Val del Omar 2010c –Val del Omar J. Cronologia // Val del Omar J., Ortiz-Echagüe J. Escritos de tecnica, poetica y mistica. Barcelona: Central Ediciones, 2010. P. 325–333.

13. Val del Omar 2010d – Val del Omar J. Meca-Mistica // Val del Omar J., Ortiz-Echagüe J. Escritos de tecnica, poetica y mistica. Barcelona: Central Ediciones, 2010. P. 279–280.


Рецензия

Для цитирования:


Колотвина О.В. Техника дополненной реальности на основе проекций в фильме Х. Валь дель Омара «Вариации на гранате» (1975). Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(2):121-135. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-121-135

For citation:


Kolotvina O.V. Augmented reality technology based on projections in the film “Variations on Pomegranate” (1975) by J. Val del Omar. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(2):121-135. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-121-135

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)