Феноменология детской речи М. Мерло-Понти Часть вторая
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-51-74
Аннотация
В статье продолжается рассмотрение проблематики раннего речевого онтогенеза на основе сборника М. Мерло-Понти «Психология и педагогика ребенка. Лекции в Сорбонне 1949–1952 гг.». Данный текст предваряет перевод второго фрагмента сборника из раздела «Сознание и освоение языка» и представляет собой краткий вводный обзор подхода Мерло-Понти к раннему речевому онтогенезу. Рассматриваются лингвистические исследования, на которые он опирается, связывая их с идеями феноменологии, гештальтпсихологии и структурализма. Целью Мерло-Понти является максимально близкое описание основного феномена своего исследования – ребенка, и в том числе того, как ребенок осваивает родной язык. Результатом синтеза этих направлений становится оригинальная концепция, наброском представленная в статье в виде особенностей освоения языка ребенком, которые коррелируют с другими известными его идеями, а также дан краткий комментарий к ним. В статье предпринята попытка обозначить философские основания лингвистики детской речи и детской психологии на примере разработок М. Мерло-Понти.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ВечернинаРоссия
Елена В. Вечернина, аспирант
125047, Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 6
Список литературы
1. Бражникова 2004 – Бражникова Я.Г. Плоть и история. К идее архитектонического прошлого в философии М. Мерло-Понти // Логос. 2004. № 1 (41). С. 72–87.
2. Вечернина 2024 – Вечернина Е.В. Феноменология детской речи М. Мерло-Понти. Часть первая // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024. № 4. С. 53–73.
3. Дрейфус 1978 – Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. М.: Прогресс, 1978. 333 с.
4. Лакофф, Джонсон 1980 – Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
5. Чернов 2014a – Чернов Д.Н. Психогенетические исследования речевых и языковых способностей: краткий обзор и перспективы изучения // Современная зарубежная психология. 2014. № 2. С. 5–17.
6. Чернов 2014b – Чернов Д.Н. Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть 2) // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 79–90.
7. Bahler 2015 – Bahler Br. Merleau-Ponty on Children and Childhood // Childhood and Philosophy. 2015. № 11 (22). P. 203–221.
8. Clark 1997 – Clark A. Being there: putting brain, body, and world together again. MIT Press, 1997. 291 p.
9. Léon 2013 – Léon J. Historiographie du structuralisme généralisé. Etude comparative // Dossiers d’HEL. № 3: Les structuralismes linguistiques: problèmes d’historiographie comparée. Paris: SHESL, 2013. 23 p.
10. Simms 2008 – Simms E.M. The child in the world: Embodiment, time, and language in early childhood. Wayne State University Press, 2008. 264 p.
11. Straus 1980 – Straus E.W. Phenomenological psychology. New York: Basic Books, 1966, 1980. 353 p.
Рецензия
Для цитирования:
Вечернина Е.В. Феноменология детской речи М. Мерло-Понти Часть вторая. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2025;(3):51-74. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-51-74
For citation:
Vechernina E.V. M. Merleau-Ponty’s phenomenology of children’s speech. Part two. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2025;(3):51-74. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-51-74