Иконографическая программа церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе: к вопросу о роли и интерпретации образов правителей
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-84-100
Аннотация
Статья посвящена исследованию монументальной декорации церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе. Двойная церковь в Шварцрейндорфе, построенная в середине XII в. в предместье Бонна, представляет уникальный живописный ансамбль романской эпохи. Арнольд фон Вид, основатель этой постройки, был видным государственным деятелем и ярким представителем церковной аристократии, близким к царствующему дому. Живописные ансамбли верхней и нижней капелл оставляют немало вопросов, касающихся датировки росписей, интерпретации отдельных персонажей, возможных влияний окружения основателя храма на замысел иконографической программы. В работе рассмотрены различные существующие интерпретации одного из наиболее дискуссионных объектов иконографической программы памятника – образов правителей, представленных в нишах нижней церкви Шварцрейндорфа, и на базе историко-биографического и иконографического метода анализа предложен обобщающий вариант их интерпретации. Автором выявлена их роль в реализации общего замысла программы двойной капеллы, представляющей «два града», два Иерусалима – земной и небесный. Показано, что основная роль этих образов в программе церкви в Шварцрейндорфе состоит в объединении программ двух капелл в единый целостный ансамбль.
Об авторе
Е. А. ХрипковаРоссия
Елена А. Хрипкова, кандидат искусствоведения, доцент
125047, Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 6
Список литературы
1. Хрипкова 2013 – Хрипкова Е.А. Базилика Сен-Дени аббата Сугерия. М.: ДПК Пресс, 2013. 354 c.
2. Хрипкова 2015 – Хрипкова Е.А. Синтетические» композиции в романском искусстве и первая готическая программа аббата Сугерия // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 2. C. 128–139.
3. Хрипкова 2018 – Хрипкова Е.А. Культ «пустого трона» и идея единства светской и церковной власти в программе церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе // Артикульт. 2018. № 32 (4). C. 43–55.
4. Хрипкова 2019 – Хрипкова Е.А. Книга пророка Иезекииля в иконографической программе фресок церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе // Артикульт. 2019. № 35 (3). C. 12–47.
5. Clemen 1916 – Clemen P. Die Romanische monumentalmalerei. Düsseldorf: L. Schwann, 1916. 834 s.
6. Demus 1970 – Demus O. La peinture murale romane. Paris: Flammarion, 1970. 233 p.
7. Derbes 1992 – Derbes A. The Frescoes of Schwarzrheindorf, Arnold of Wied and the Second Crusade // The Second Crusade and the Cistercians / Ed. by M. Gervers. New York: Palgrave Macmillan, 1992. P. 141–154.
8. Friese 2006 – Friese M. Die Doppelkapelle von Schwarzrheindorf. Köln: Kunsthistorisches Inst. der Univ., Abt. Architekturgeschichte, 2006. 318 S.
9. Gierschner 1991 – Gierschner S. Zur Authentizität der romanischen Wandmalereien von Schwarzrheindorf. Versuch einer immanenten Quellenkritik // Paul Clemen zur 125. Wiederkehr seines Geburtstages / Mainzer, Udo (Hrsg.). Köln: Rheinland-Verlag GmbH, 1991. S. 115–148.
10. Herwegen 1908 – Herwegen I. Die Darstellung Jesu im Tempel in der Pfarrkirche zu Schwarzrheindorf // Annalen des Historischen Vereins für den Niederrhein 86. Köln, 1908. S. 161–164.
11. Herwegen 1910 – Herwegen I. Zu der Schwarzrheindorfer Darstellung Jesu im Tempel // Annalen des Historischen Vereins für den Niederrhein 89. Köln, 1910. S. 116–117.
12. Kern 2003 – Kern P. Das Bildprogramm der Doppelkirche von Schwarzrheindorf, die Lehre vom vierfachen Schriftsinn und die ‚memoria‘ des Stifters Arnold von Wied // Deutsche Vierteljahrsschr für Literaturwiss und Geistesgesch. 2003. Т. 77. No. 3. S. 353–379.
13. Königs 2001 – Königs K. St.Maria und St.Clemens Schwarzrheindorf. Bonn: Druckerei Gerhards, 2001. 108 S.
14. Kunisch 1966 – Kunisch J. Konrad III, Arnold von Wied und der Kapellenbau von Schwarzrheindorf. Düsseldorf: L. Schwann, 1966. 132 S.
15. Lees 1998 – Lees J.T. Anselm of Havelberg: Deeds Into Words in the Twelfth Century. Leiden; New-York; Köln: Brill, 1998. 317 S.
16. Neuß 1912 – Neuß W. Das Buch Ezechiel in Theologie und Kunst bis zum Ende des XII Jahrhunderts. Mit besonderer Berücksichtigung der Gemälde in der Kirche zu Schwarzrheindorf. Münster, 1912. 333 S.
17. Odell 2011 – Odell M.S. Reading Ezekiel, Seing Christ: The Ezekiel Cycle in the Church of St. Maria and St. Clemens, Schwarzrheindorf // After Ezekiel: Essays on the Reception of a Difficult Prophet. N. Y., 2011. P. 115–136.
18. Verbeek 1953 – Verbeek A. Schwarzrheindorf. Die Doppelkapelle und ihre Wandmalereien. Düsseldorf: L. Schwan, 1953. 78 S.
19. Wolter 1973 – Wolter, H. Arnold von Wied, Kanzler Konrads III. und Erzbischof von Köln. Köln: Verlag der Buchhandlung Dr. H. Wamper GmbH, 1973. 176 S.
Рецензия
Для цитирования:
Хрипкова Е.А. Иконографическая программа церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе: к вопросу о роли и интерпретации образов правителей. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2025;(3):84-100. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-84-100
For citation:
Khripkova E.A. Iconographic program of the Church of St. Mary and St. Clement in Schwarzreindorf. On the role and interpretation of images of Kings. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2025;(3):84-100. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-84-100