Русский язык смерти: этико-философский аспект


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-38-49

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена разбору русского философского языка смерти. Утверждается, что философский язык должен быть адекватен своему предмету и для философского высказывания о смерти требуется философский язык смерти. В русской философии язык смерти имеет нравственный характер, потому что сам феномен смерти рассматривается с точки зрения этики. Язык смерти противопоставляется языку бессмертия. Если язык смерти представляет собой прежде всего философский язык, то язык бессмертия - это язык религии. Специфика философского языка вообще и конкретно философского языка смерти заключается в том, что он вопрошает о смерти или о других философских предметах с уверенностью, что ответ не будет получен, тогда как язык религии устроен таким образом, что он должен дать ответ на вопрос. В статье разбираются варианты философского языка, наиболее адекватного предмету исследования, т. е. смерти: философский язык Б.П. Вышеславцева, Н.Ф Федорова, Л.П. Карсавина и архимандрита Феофана (Авсенева). Делается вывод о кардинальном различии языка смерти и языка бессмертия прежде всего на содержательном уровне, как это видно из замечаний исследователей, а также из сравнения философских языков указанных русских мыслителей.

Об авторе

А. Ю. Коробов-Латынцев
Московский православный институт святого Иоанна Богослова
Россия

Андрей Ю. Коробов-Латынцев, кандидат философских наук

Москва, 127473, пер. Чернышевского, д. 11А, стр. 1



Список литературы

1. Варава В.В. Смерть как проблема нравственной философии: на материале русской философской культуры XIX-XX вв.: дис. … д-ра филос. наук. Тула, 2005. 448 с.

2. Александр Шмеман, протопресв. Литургия смерти и современная культура. М.: ГРАНАТ, 2013. 176 с.

3. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, 1994. 368 с.

4. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1 / сост. и вступ. ст. С.С. Хоружего. М.: Ренессанс, 1992. LXXIII, 325 с.

5. Розанов В.В. На границах поэзии и философии // Новое время. 1900. 9 июня. № 8721. С. 76-89.

6. Варава В.В. Неведомый бог философии. М.: Летний сад, 2013. 256 с.

7. Ряполов С.В. Философская концепция архимандрита Феофана (Авсенева) // Христианское чтение. 2015. № 3. С. 31-43.

8. Авсенев П.С. Из записок по психологии / предисл. и общ. ред. А.Ф. Замалеева. СПб.: Тропа Троянова, 2008. 335 c.

9. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 640 с.

10. Федоров Н.Ф. Сочинения / общ. ред. А.В. Гулыга; вступ. ст., примеч. и сост. С.Г. Семеновой. М.: Мысль, 1982. 711 с. (Философское наследие. Т. 85).

11. Семенова С.Г., Гачева А.Г. «В усилии к будущему времени…»: Николай Федоров - мыслитель, библиотекарь, педагог. Рязань: РИПД ПервопечатникЪ, 2015. 400 с.

12. Флоровский Г.В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Гилея, 1990.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Коробов-Латынцев А.Ю. Русский язык смерти: этико-философский аспект. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(1):38-49. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-38-49

For citation: Korobov-Latyntsev A.Y. Russian language of death. Ethical-philosophical dimension. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(1):38-49. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-1-38-49

Просмотров: 33

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)