Изучение потребительской социализации детей: обзор зарубежного опыта


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-2-43-64

Полный текст:


Аннотация

В последние годы внимание российских социологов привлек процесс потребительской социализации детей и подростков, в отношение которого накоплен значительный массив зарубежных исследовательских данных. Проведенные исследования преимущественно сосредоточены в рамках когнитивного и бихевиористского подходов, а также построения интегративных моделей (с акцентом на интеракционизм). В статье с учетом названных подходов приводятся результаты зарубежных исследований, тематизированные по трем аспектам (основные агенты, процессуальные параметры и факторы, определяющие результат потребительской социализации). Делается вывод об актуальности ее социологического изучения, и намечаются перспективные направления исследований.


Об авторах

В. В. Солодников
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Владимир В. Солодников - доктор социологических наук, профессор.

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Н. В. Солодникова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Надежда В. Солодникова - аспирант факультета социологии.

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей; Юрайт-М, 2001. 527 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб ных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 364 с.

3. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. 200 с.

4. Бабанов И.В. Механизмы спортивной социализации молодежи в социальном пространстве современного спорта: автореф. дис. … кандидат социологических наук. М.: РГГУ, 2017. 28 c.

5. Колосова Е.А. Потребительская социализация детей: подходы и практики // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография / науч. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. М.: РОС, 2017. С. 139–156.

6. Nairn A. Children and brands // Understanding Children as Consumers / D. Marshall (ed.). London: SAGE Publ. Inc., 2010. P. 96–114.

7. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Детерминация экономической социализации детей и подростков: теоретический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Психология и педагогика». 2009. № 2. C. 16–20.

8. Осипова Т.Ю., Клименко Н.А., Тарасова Е.Д. Способ финансирования высшего образования как фактор финансовой социализации студентов // Проблемы учета и финансов. 2015. № 3 (19). C. 31–35.

9. Ward S. Contributions of Socialization Theory to Consumer Behavior Research // American Behavioral Scientist. 1978. Vol. 21 (4). P. 501–514.

10. Roedder John D. Consumer Socialization of Children: A Retrospective Look at 25 Years of Research // Journal of Consumer Research. 1999. Vol. 26 (3). P. 183–213.

11. Федеральный Закон «О рекламе» РФ-№ 38-ФЗ (редакция 2017) // ipipip.ru URL: http://ipipip.ru/zakon-o-reklame/6/ (дата обращения 15 окт. 2017).

12. Cody K. Consuming in the Thresholds: Stepping outside Socialization Theory to Understand the Contemporary Child Consumer // Research in Consumer Behavior. 2013. Vol. 15. P. 73–96.

13. De la Ville V-I., Tartas V. Developing as consumers // Understanding Children as Consumers / D. Marshall (ed.). London: SAGE Publ. Inc., 2010. P. 23–40.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с фр. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

15. Young B. Children and advertising // Understanding Children as Consumers / D. Marshall (ed.). London: SAGE Publ. Inc., 2010. P. 115–131.

16. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 318 c.

17. Russel R., Tyler M. Branding and Bricolage: Gender, Consumption and Transition // Childhood. 2005. Vol. 12 (2). P. 221–237.

18. Lassare D., Roland-Lévy C. Understanding Children’s Economic Socialization // Understanding Economic Behavior / K.G. Gruenert, F. Olander (eds.). Dordecht: Kluwer Academic, 1989. P. 347–368.

19. Kumar S. Children Influence in the Process of Family Purchase Decision for High, Low & Child-Centric Products // Researchers’ World. Journal of Arts, Science and Commerce. 2013. Vol. VI. Issue 3 (1). P. 34–44.

20. Ali A., Batra D.K., Ravichandran N., Mustafa Z., Rehman S.U. Consumer Socialization of Children: Conceptual Framework // International Journal of Scientific and Research Publications. 2012. Vol. 2 (1). P. 1–5.

21. Flouri E. Exploring the Relationship between Mothers’ and Fathers’ Parenting Practices and Children’s Materialist Values // Journal of Economic Psychology. 2004. Vol. 25. P. 743–752.

22. Tinson J., Nancarrow C. Children and shopping. Understanding Children as Consumers / D. Marshall (ed.). London: SAGE Publ. Inc., 2010. P. 132–148.

23. Ekstrom K.M. Consumer socialization in families. / D. Marshall (ed.). London: SAGE Publ. Inc., 2010. P. 41–60

24. Senthilkumar S., Ramachandran T. Social Networking: A Via Media for Consumer Socialization // PROCEEDINGS FOR 2011 INTERNATIONAL RESEARCH CONFERENCE AND COLLOQUIUM. Contemporary Research Issues and Challenges in Emerging Economies. Graduate School of Business, University Tun Abdul Razak, Kuala Lumpur, 1–9 Nov., 2011. Kuala Lumpur, 2011. P. 339–359.

25. Nguen Chaplin L., Rhoedder John D. Growing up in a Material World: Differences in Materialism in Children and Adolescents // Journal of Consumer Research. 2007. Vol. 34 (3). P. 480–493.

26. Moore E.S., Lutz R.J. Children, Advertising, and a Product Experiences: a Multimethod Inquiry // Journal of Consumer Research. 2000. Vol. 27. P. 31–47.

27. Skevik Grødem A. Household Poverty and Deprivation Among Children: How strong are the Links? // Childhood. 2008. Vol. 15. P. 107–125.

28. Roland-Levy Ch. Children and money // Understanding Children as Consumers / D. Marshall (ed.). London: SAGE Publ. Inc., 2010. P. 149–164.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Солодников В.В., Солодникова Н.В. Изучение потребительской социализации детей: обзор зарубежного опыта. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(2):43-64. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-2-43-64

For citation: Solodnikov V.V., Solodnikova N.V. Children’s consumer socialization research. Foreign data overview. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(2):43-64. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-2-43-64

Просмотров: 51

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)