О семантике пространственных построений в русском изобразительном искусстве XVIII века: от проспектов М.И. Махаева к видам Ф.Я. Алексеева
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-111-123
Аннотация
В статье ставится задача показать эволюцию пространственной концепции в эпоху барокко и классицизма в русском городском виде XVIII века. Отмечается, что на волне усугубления внимания к иллюзорности не забывали и о содержательной стороне дела.
Особое отношение было к мотиву глубины, который при всей общности, обусловленной правилами перспективы, имеет различное воплощение в рисунках М.И. Махаева, моделирующих грандиозное пространство идеального имперского города, и картинах Ф.Я. Алексеева, который на обозримом пространстве дает наглядное представление об истории Петербурга с его основными мифологемами.
Отдельное внимание уделяется Неве, связывающей пространственные планы и протяженность времени, конкретную местность и образ идеального европейского города в единый ансамбль, достойный своей содержательностью внимания как феномен эпохи Просвещения.
Ключ. слова
Об авторе
Андрей А. КаревРоссия
доктор искусствоведения, профессор
Москва, 119192, Ломоносовский просп., 27, корп. 4
Список литературы
1. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990. 207 с.
2. Коноплева М.С. Театральный живописец Джузеппе Валериани. Л., 1948. 55 c.
3. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи историческаго рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И. У. СПб., 1793. 133 с.
4. Федоров-Давыдов А.A. Федор Яковлевич Алексеев. М., 1955. 168 с.
5. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века. М., 1953. 584 с.
6. Каганов Г.З. Венеция на Неве (Венецианские влияния на художественный образ Петербурга XVIII–XIX веков) // Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1986» (вып. XIX). М., 1988. С. 265–278.
7. Каганов Г.З. Париж на Неве. К образу Петербурга в искусстве эпохи Просвещения // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1987». Вып. ХХ. М., 1989. С. 166–185.
8. Масалин Н. Творчество Ф.Я. Алексеева как явление переломной эпохи // Вопросы искусствознания. 1994. № 2–3 С. 287–295.
9. Усачева С.В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века (особенности жанра и его бытование): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001.
10. Усачева С.В. Мастер городского пейзажа // Федор Алексеев и его школа. К 250-летию со дня рождения художника. Альбом. М., 2004. С. 9–15.
11. Алексеева М.А. Михайло Махаев – мастер видового рисунка XVIII века. СПб., 2003. 448 с.
12. Малиновский К.В. Михаил Иванович Махаев. СПб., 2008. 223 с.
13. Карев А.А. О семантике пространства в изобразительном искусстве елизаветинского времени // М.В. Ломоносов и елизаветинское время. Сб. науч. ст. / отв. ред. Т.В. Ильина. СПб., 2011. С. 171–187.
14. Карев А.А. Содержательные аспекты перспективы в работах Федора Алексеева // Мир музея. 2005. Октябрь. № 10 (218). С. 24–34.
15. Алексеева М.А. От Махаева к Алексееву (загадки видов Москвы конца XVIII – начала XIX века) // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. Сб. статей. М., 2000. С. 234–243.
16. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1959. Т. 8.
17. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. 608 с.
18. Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989. С. 315–456.
19. Богданов А.И. Описание Санкт-Петербурга / отв. ред. К.И. Логачев, В.С. Соболев. СПб., 1997. 414 с.
20. Матвеев В.Ю. К истории возникновения и развития сюжета «Петр I, высекающий статую России» // Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Л., 1981. С. 26–43.
21. Эмблемы и символы / вступ. ст. и коммент. А.Е. Махова. М., 1995. 367 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Карев А.А. О семантике пространственных построений в русском изобразительном искусстве XVIII века: от проспектов М.И. Махаева к видам Ф.Я. Алексеева. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(3):111-123. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-111-123
For citation: Karev A.A. On the semantics of spatial constructions in Russian fine art of the 18th century. From the Prospects by M.I. Makhaev to the views by F.Ya. Alekseev. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(3):111-123. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-111-123
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.