О семантике пространственных построений в русском изобразительном искусстве XVIII века: от проспектов М.И. Махаева к видам Ф.Я. Алексеева


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-111-123

Полный текст:


Аннотация

В статье ставится задача показать эволюцию пространственной концепции в эпоху барокко и классицизма в русском городском виде XVIII века. Отмечается, что на волне усугубления внимания к иллюзорности не забывали и о содержательной стороне дела.

Особое отношение было к мотиву глубины, который при всей общности, обусловленной правилами перспективы, имеет различное воплощение в рисунках М.И. Махаева, моделирующих грандиозное пространство идеального имперского города, и картинах Ф.Я. Алексеева, который на обозримом пространстве дает наглядное представление об истории Петербурга с его основными мифологемами.

Отдельное внимание уделяется Неве, связывающей пространственные планы и протяженность времени, конкретную местность и образ идеального европейского города в единый ансамбль, достойный своей содержательностью внимания как феномен эпохи Просвещения.


Об авторе

Андрей А. Карев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

доктор искусствоведения, профессор

Москва, 119192, Ломоносовский просп., 27, корп. 4



Список литературы

1. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990. 207 с.

2. Коноплева М.С. Театральный живописец Джузеппе Валериани. Л., 1948. 55 c.

3. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи историческаго рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И. У. СПб., 1793. 133 с.

4. Федоров-Давыдов А.A. Федор Яковлевич Алексеев. М., 1955. 168 с.

5. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века. М., 1953. 584 с.

6. Каганов Г.З. Венеция на Неве (Венецианские влияния на художественный образ Петербурга XVIII–XIX веков) // Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1986» (вып. XIX). М., 1988. С. 265–278.

7. Каганов Г.З. Париж на Неве. К образу Петербурга в искусстве эпохи Просвещения // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1987». Вып. ХХ. М., 1989. С. 166–185.

8. Масалин Н. Творчество Ф.Я. Алексеева как явление переломной эпохи // Вопросы искусствознания. 1994. № 2–3 С. 287–295.

9. Усачева С.В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века (особенности жанра и его бытование): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001.

10. Усачева С.В. Мастер городского пейзажа // Федор Алексеев и его школа. К 250-летию со дня рождения художника. Альбом. М., 2004. С. 9–15.

11. Алексеева М.А. Михайло Махаев – мастер видового рисунка XVIII века. СПб., 2003. 448 с.

12. Малиновский К.В. Михаил Иванович Махаев. СПб., 2008. 223 с.

13. Карев А.А. О семантике пространства в изобразительном искусстве елизаветинского времени // М.В. Ломоносов и елизаветинское время. Сб. науч. ст. / отв. ред. Т.В. Ильина. СПб., 2011. С. 171–187.

14. Карев А.А. Содержательные аспекты перспективы в работах Федора Алексеева // Мир музея. 2005. Октябрь. № 10 (218). С. 24–34.

15. Алексеева М.А. От Махаева к Алексееву (загадки видов Москвы конца XVIII – начала XIX века) // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. Сб. статей. М., 2000. С. 234–243.

16. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1959. Т. 8.

17. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. 608 с.

18. Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989. С. 315–456.

19. Богданов А.И. Описание Санкт-Петербурга / отв. ред. К.И. Логачев, В.С. Соболев. СПб., 1997. 414 с.

20. Матвеев В.Ю. К истории возникновения и развития сюжета «Петр I, высекающий статую России» // Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Л., 1981. С. 26–43.

21. Эмблемы и символы / вступ. ст. и коммент. А.Е. Махова. М., 1995. 367 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Карев А.А. О семантике пространственных построений в русском изобразительном искусстве XVIII века: от проспектов М.И. Махаева к видам Ф.Я. Алексеева. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(3):111-123. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-111-123

For citation: Karev A.A. On the semantics of spatial constructions in Russian fine art of the 18th century. From the Prospects by M.I. Makhaev to the views by F.Ya. Alekseev. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(3):111-123. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-111-123

Просмотров: 60

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)