С.М. Третьяков и А.П. Боголюбов. К истории отношений коллекционера и художника


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-124-142

Полный текст:


Аннотация

В историю русской культуры С.М. Третьяков, младший брат П.М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи, вошел как коллекционер по преимуществу французской живописной школы, прежде всего барбизонских мастеров. Третьяков начал свою собирательскую деятельность в начале 1870-х годов.

Он приезжал на короткий срок во Францию из России, и ему было трудно разобраться в специфике европейского художественного рынка. И здесь ему помогали немногие, среди них – художник-пейзажист, коллекционер, основатель Радищевского (Саратовского) музея А.П. Боголюбов, который был официальным наставником пенсионеров Академии художеств.

Для С.М. Третьякова он стал идеальным консультантом в деле формирования коллекции. Статья посвящена роли Боголюбова в собирательской деятельности Третьякова, историям конкретных приобретений, в том числе двух исторических полотен Ж.-П. Лоранса, а также статья помогает уяснить значение Боголюбова для русской художественной культуры 1870–1890-х годов. Анализ отношений Третьякова и Боголюбова позволил понять и мотивы собирательства одного и другого коллекционеров.


Об авторе

Татьяна В. Юденкова
Государственная Третьяковская галерея
Россия

доктор искусствоведения

Государственная Третьяковская галерея, Москва, 119017, Лаврушинский пер., д.10; Российская академия художеств, Москва, 119034, ул. Пречистенка, д. 21



Список литературы

1. Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. М.; Л., 1949. 283 с.

2. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2006. 280 с.

3. Оболенская Н. Боголюбовское собрание французских мастеров // Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева: материалы и сообщения. Саратов, 1966. Вып. 1.

4. Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова. Саратов, 1988. 192 с.

5. Кузнецова И.А. Собрание западноевропейской живописи Сергея Михайловича Третьякова // Частное коллекционирование в России. Материалы научной конференции. «Випперовские чтения–1994». Вып. XXVII. М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1995. С. 143.

6. Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870–1879. М., 1968. 559 с.

7. Репин И.Е. Письма. Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898 / подгот. к печати и прим. М.Н. Григорьевой, А.Н. Щекотовой. М.; Л., 1946. 226 с.

8. Переписка И.Н. Крамского: В 2 т. Т. 2: Переписка с художниками: Ф.А. Васильевым, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым и К.А. Савицким [Текст] / подгот. к печ. и примеч. Е.Г. Левенфиш и др. М., 1954. 668 с.

9. Каталог к картинам из собрания Д.П. Боткина. М., 1882. 111 с.

10. Лики истории в европейском искусстве XIX века: кат. выст. М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 2009.

11. Семенова Н. Барбизон на Покровке. Дмитрий Боткин. История собрания и гибели коллекции Дмитрия Боткина // Артхроника. 2010. № 3. URL: http://artchronika.ru/gorod барбизон-на-покровке/ (дата обращения 10 дек. 2018)

12. L’exposition des Beaux-Arts. Les Champs Elysées (Salon de 1881). Paris, 1881.

13. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи: науч. кат.: В 16 т. Французская живопись. Начало и середина XIX века / авт.-сост. В.Н. Березина. М., 1983. Т. 11.

14. Schéfer G. La peinture d`Histoire // L` Exposition des Beaux-Arts (Salon de 1882). Paris, 1882.

15. Костеневич А. Искусство Франции 1860–1950: Живопись. Рисунок. Скульптура: В 2 т. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2008. Т. 2.

16. Laurens J.-P. 1838–1921. Peintre d`Histoire. Paris: Musee d`orsay; Toulouse: Musée des Augustins, 1998. 206 p.

17. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Русская живопись XVIII – начала XX века: кат. / отв. ред. Л.В. Пашкова. В 2 т. М., 2004. Т. 1. 560 с.

18. Огарева Н.В. А.П. Боголюбов – пейзажист // Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Материалы и сообщения. Саратов, 1966. Вып. 1.

19. Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Зарубежное искусство. Живопись. Рисунок. Скульптура. Шпалеры: кат. / отв. ред. Л.В. Пашкова. В 2 т. Саратов, 2008. Т. 2. 504 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Юденкова Т.В. С.М. Третьяков и А.П. Боголюбов. К истории отношений коллекционера и художника. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(3):124-142. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-124-142

For citation: Yudenkova T.V. S.М. Tretyakov and A.P. Bogolyubov. To the reconstruction of relations of the collection maker and the artist. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(3):124-142. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-124-142

Просмотров: 59

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)