Об одной предпосылке искусствоведения С.С. Аверинцева


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-155-160

Полный текст:


Аннотация

При интерпретации поэзии Мандельштама Аверинцев не только обращается к произведениям живописи как иллюстрациям, но и создает несуществующие иллюстрации для объяснения поэтических образов, причем иллюстрации, нарушающие наши привычки восприятия произведений искусства и книжной культуры и близкие технике экфрасиса как живого и выразительного описания несуществующего произведения. В статье ставится вопрос, как именно работает такая аргументативная техника и в чем ее продуктивность для развития литературоведческой интерпретации. Четыре причины, но для сохранения различия между причинно-следственными и эйдетическими отношениями, неизбежного в эпоху романа, целевая причина не упоминается, как не упоминается никакая цель искусства, а катарсис отождествляется с созерцанием символически значимых сущностей. Причинно-следственные связи в искусстве отождествляются с реализацией содетельной причины, понятой как одновременно критика и усиление репрезентации, такое нарастание противоречий, которое потребует катарсиса, – тогда как материальная причина понимается как начальная готовность произведения искусства быть репрезентативным. Экфрасис строится поэтому не как целесообразное риторическое упражнение, но как интерпретация границ использования материалов в искусстве, и последовательность действия материальной, содетельной и формальной причин оказывается герменевтически значимой, и в статье показывается, как искусствоведческая мысль Аверинцева всегда становится герменевтической, толкует содержание образов, когда допускает не одновременное, но только последовательное и диалектическое действие названных трех причин.


Об авторе

Александр В. Марков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

доктор филологических наук, доцент

Москва, 125993, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Аверинцев и Мандельштам / под ред. Д.Н. Мамедовой. М.: РГГУ, 2011. 311 с.

2. Аверинцев С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 364 с.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343 с.

4. Lawrence J. A review: The Poetics of Early Byzantine Literature // Religion in Communist Lands. 1979. Vol. 7. Р. 38–39.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Марков А.В. Об одной предпосылке искусствоведения С.С. Аверинцева. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(3):155-160. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-155-160

For citation: Markov A.V. On a presumption of art studies by S. Averintsev. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(3):155-160. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-3-155-160

Просмотров: 52

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)