Проблемы применения наукометрических методов к измерению эффективности публикационной активности вузовских преподавателей
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-2-103-114
Аннотация
В статье рассматриваются плюсы и минусы использования наукометрии для изучения развития науки, в том числе вузовской. Говорится об истоках наукометрии как части науковедения в России и за рубежом. Отмечается, что уже в 60-е годы ХХ в. использование Science Сitation Indех служило довольно эффективным инструментом для исследования развития науки. В настоящее время возможности наукометрии стали существенно шире, этому способствует развитие информационных технологий. Параллельно с развитием наукометрии происходят абсолютизация количественных данных, формализация и обезличивание информации. Особенно это касается вузовской науки. На основании серии глубинных интервью автор анализирует мнения и оценки вузовских преподавателей и научных работников по поводу наукометрии как критерия эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Выявляется, что практики применения наукометрических методов часто носят упрощенный и односторонний характер. Жесткие требования соответствия наукометрическим критериям приводят к формализации публикационной активности, формируется специфический рынок услуг по повышению индексов цитирования и оказанию любых «публикационных услуг» (подготовка и размещение статей в журналах ВАК, Scopus и пр.).
Об авторе
Е. А. ГришинаРоссия
доктор социологических наук, профессор
Список литературы
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.
2. Prise D J. de Solla. Science Sinse Babylon. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1961. 149 p. [Электронный ресурс]. URL https://www.questia.com/read/334133/ science-since-babylon (дата обращения 12 марта 2019).
3. Налимов В.В. Количественные методы исследования процесса развития науки // Вопросы философии. 1966. № 12. С. 38–47.
4. Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. Изучение развития наук как информационного процесса. М.: Наука, 1969.
5. Гиляревский Р.С., Мульченко В.М, Терехин А.Т., Черный А.Н. Опыт изучения «Science Сitation Iпdех» // Прикладная документалистика. М., 1968. С. 39–59.
6. Гришина Е.А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 34–49.
7. Игра в цыфирь, или Как теперь оценивают труд ученого: Сборник статей о библиометрике. М.: МЦНМО, 2011.
8. Жуков Д. По каким критериям государство оценивает научные достижения вуза и отдельного учёного? [Электронный ресурс]. URL: http://nexpol.blogspot. com/2013/12/blog-post_21.html (дата обращения 13 марта 2019).
9. Великая Е.В. Модель «национального исследовательского университета» (на примере НИУ «Высшая школа экономики») // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 2. C. 112–117.
Рецензия
Для цитирования:
Гришина Е.А. Проблемы применения наукометрических методов к измерению эффективности публикационной активности вузовских преподавателей. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(2):103-114. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-2-103-114
For citation:
Grishina E.A. Issues of the scientometric methods application in measurement of efficiency of the higher school lecturers publication activity. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(2):103-114. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-2-103-114