Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

«Римский кружок»: влияние немецкого формализма на педагогический метод А. Ажбе

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-66-75

Аннотация

В статье рассматривается влияние идей членов «Римского кружка» – К. Фидлера, Х. фон Маре и А. Гильдебранда, стоявших у истоков европейского формализма, на педагогический метод А. Ажбе. Для лучшего понимания культурного контекста и предпосылок возникновения противоборства новаторских и консервативных движений обрисована философская и художественная ситуация в Германии в последней трети XIX в., в частности в ее главном культурном центре – Мюнхене. С баварской столицей были так или иначе связаны все представители «Римского кружка», ставшие основоположниками теории видения и формалистического подхода, оказавшего влияние на искусство, философию, филологию во всей Европе. В статье рассматриваются философские идеи К. Фидлера, А. Гильдебранда и базирующийся на них педагогический подход живописца Х. фон Маре. В конце XIX в. в Мюнхене сформировался крупный сектор частных художественных школ, которые выступали в качестве альтернативы официальному образованию, а нередко в качестве дополнения к нему. Одной из самых известных частных художественных школ Мюнхена была школа словенца А. Ажбе. Как художник и педагог он испытал значительное влияние формализма, так как его творческое становление проходило в период расцвета и признания теорий формализма в Мюнхене.
В данной статье на конкретных примерах сопоставляются теория видения, законы формообразования и понимание задач искусства, манифестированные в трудах К. Фидлера, А. Гильдебранда, и Х. фон Маре с «Принципом шара» и «Принципом кристаллизации красок» – основополагающими идеями педагогического метода А. Ажбе.

Об авторе

Ю. С. Мерецкая
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Юлия С. Мерецкая, аспирант

125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Гриненко Г.В. История философии: Учеб. М.: Юрайт, 2004.

2. Ambrožič K. Wege zur Moderne und die Azbe-Schule in München / Pota k Moderni in Ažbetova šola v Münchnu. Weisbaden–Ljubljana, 1988–1989.

3. Tršar M. Anton Ažbe. Ljubljana: Zalozba Park, 1991.

4. Розенфельд Н.Б., Фаворский В.А. От переводчиков // Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского. М.: Мусагет, MCMXIIII.

5. Бахтин М.М. (Волошинов В.А.) Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000.

6. Barasch M. Theories of art, 3: from impressionism to Kandinsky. New York and London: Routledge, 2000.

7. Власов В.Г. Фаворский и ВХУТЕМАС // Пространство культуры: Дом Бурганова, 2009. № 2.

8. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.; Л.: Искусство, 1937.

9. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1987.

10. Молева Н.М., Белютин Э.М. Школа Антона Ажбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX–XX веков. М.: Искусство, 1958.

11. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / Пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского. М.: Мусагет, MCMXIIII.


Рецензия

Для цитирования:


Мерецкая Ю.С. «Римский кружок»: влияние немецкого формализма на педагогический метод А. Ажбе. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(1):66-75. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-66-75

For citation:


Meretskaya Yu.S. “Roman Circle”: German formalism influence on the Anton Ažbe’s pedagogical method. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(1):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-66-75

Просмотров: 244


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)