«Римский кружок»: влияние немецкого формализма на педагогический метод А. Ажбе
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-66-75
Аннотация
В статье рассматривается влияние идей членов «Римского кружка» – К. Фидлера, Х. фон Маре и А. Гильдебранда, стоявших у истоков европейского формализма, на педагогический метод А. Ажбе. Для лучшего понимания культурного контекста и предпосылок возникновения противоборства новаторских и консервативных движений обрисована философская и художественная ситуация в Германии в последней трети XIX в., в частности в ее главном культурном центре – Мюнхене. С баварской столицей были так или иначе связаны все представители «Римского кружка», ставшие основоположниками теории видения и формалистического подхода, оказавшего влияние на искусство, философию, филологию во всей Европе. В статье рассматриваются философские идеи К. Фидлера, А. Гильдебранда и базирующийся на них педагогический подход живописца Х. фон Маре. В конце XIX в. в Мюнхене сформировался крупный сектор частных художественных школ, которые выступали в качестве альтернативы официальному образованию, а нередко в качестве дополнения к нему. Одной из самых известных частных художественных школ Мюнхена была школа словенца А. Ажбе. Как художник и педагог он испытал значительное влияние формализма, так как его творческое становление проходило в период расцвета и признания теорий формализма в Мюнхене.
В данной статье на конкретных примерах сопоставляются теория видения, законы формообразования и понимание задач искусства, манифестированные в трудах К. Фидлера, А. Гильдебранда, и Х. фон Маре с «Принципом шара» и «Принципом кристаллизации красок» – основополагающими идеями педагогического метода А. Ажбе.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. С. МерецкаяРоссия
Юлия С. Мерецкая, аспирант
125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Гриненко Г.В. История философии: Учеб. М.: Юрайт, 2004.
2. Ambrožič K. Wege zur Moderne und die Azbe-Schule in München / Pota k Moderni in Ažbetova šola v Münchnu. Weisbaden–Ljubljana, 1988–1989.
3. Tršar M. Anton Ažbe. Ljubljana: Zalozba Park, 1991.
4. Розенфельд Н.Б., Фаворский В.А. От переводчиков // Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского. М.: Мусагет, MCMXIIII.
5. Бахтин М.М. (Волошинов В.А.) Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000.
6. Barasch M. Theories of art, 3: from impressionism to Kandinsky. New York and London: Routledge, 2000.
7. Власов В.Г. Фаворский и ВХУТЕМАС // Пространство культуры: Дом Бурганова, 2009. № 2.
8. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.; Л.: Искусство, 1937.
9. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1987.
10. Молева Н.М., Белютин Э.М. Школа Антона Ажбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX–XX веков. М.: Искусство, 1958.
11. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / Пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского. М.: Мусагет, MCMXIIII.
Рецензия
Для цитирования:
Мерецкая Ю.С. «Римский кружок»: влияние немецкого формализма на педагогический метод А. Ажбе. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(1):66-75. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-66-75
For citation:
Meretskaya Yu.S. “Roman Circle”: German formalism influence on the Anton Ažbe’s pedagogical method. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(1):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-66-75