Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Функции проективной идентификации в киноискусстве

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-3-131-143

Аннотация

Статья развивает понятие «проективной идентификации» в рамках современных теорий идентификации применительно к анализу современного кинематографа. В статье доказывается, что кинематограф в поисках сюжетов обращается к сказочным и архетипическим моделям, усиливающим проекцию героя, отождествление его с ролевой моделью. Такая идентичность становится для самого героя во многом фатальна. Отмечается также стремление современного отечественного кинематографа, сохраняя проективную идентичность, расширить спектр идентификаций в ходе диалога со зрителем.

Критический анализ теорий идентичности и анализ специфики экранных искусств позволяет четко различать идентичность и идентификацию, выделять различные уровни идентичности, обусловленные спецификой идентификации. Анализ мотиваций в фильме и условностей экранных искусств дал возможность уточнить, в какой именно точке или поворотном моменте фильма начинается такая идентификация. Доказано, что она связана не столько со спецификой сюжета, сколько со спецификой изобразительности, обусловленной нарративным субстратом и границами его экранного развертывания.

Проективная идентификация рассмотрена как ресурс переживаний зрителя и как новация кинематографа. Доказано, что современное существование кинематографа в мире новых медиа и новых искусств превращает то, что мы считаем художественными приемами, в стратегии идентификации, различным образом срабатывающие в зависимости от ожиданий зрителя и режиссерской оптики, которая становится принципиально изменчивой и непредсказуемой.

Об авторе

В. А. Колотаев
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Владимир А. Колотаев, доктор филологических наук, доцент

125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Басалаева 2019 – Басалаева И. П. Настоящие люди в отечественном кино эпохи «доброго патриотизма» // Новое литературное обозрение. 2019. № 3 (157). С. 149–168.

2. Бахтин 1979 – Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 281–307.

3. Даниленко, Федоров 2019 – Даниленко Ю.Ю., Федоров В.В. Перформативные маски и проблема идентичности в видеопоэзии Яниса Грантса // Культура и текст. 2019. №. 2 (37). С. 97–105.

4. Демина, Ральникова 2000 – Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Алтайск: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000.

5. Кляйн и др. 2001 – Кляйн М., Айзенк С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 2001.

6. Коробова 2018 – Коробова С.Ю. Социально-психологические факторы динамики переживания субъектов при воздействии культового кино: дис. … канд. психол. наук. Южно-Уральский государственный университет, 2018. https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/22601/2018_3301_korobovasu.pdf?sequence=1

7. Лапланш, Понталис 1996 – Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.

8. Лотман 1992 – Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 76–89.

9. Михайлин 2019 – Михайлин В.Ю. Деконструкция оттепельной «искренности»: «Спасите утопающего» Павла Арсенова и конец советского мобилизационного проекта 1960-х // Неприкосновенный запас. 2019. № 3(125). С. 196205.

10. Михайлин 2015 – Михайлин В.Ю. Конструирование новой советской идентичности в «оттепельном» кино // Человек в условиях модернизации XVIIIXX вв. Екатеринбург: ИИА УРО РАН, 2015. С. 312–320.

11. Немченко 2016 – Немченко Л.М. Стратегии работы с ностальгией по советскому в современном российском кинематографе // Филологический класс. 2016. № 1 (43). С. 108–112.

12. Николаев 1998 – Николаев В.Г. Идентичность // Культурология: XX век: Энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. С. 238–239.

13. Фрейд 1989 – Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

14. Фрейд 1991 – Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси: Мерани, 1991.


Рецензия

Для цитирования:


Колотаев В.А. Функции проективной идентификации в киноискусстве. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(3):131-143. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-3-131-143

For citation:


Kolotaev V.A. Functions of projective identification in cinema. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(3):131-143. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-3-131-143

Просмотров: 375


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)