«Философский Лютер»: конфессиональный исток герменевтики фактичности Мартина Хайдеггера
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-26-41
Аннотация
В статье рассматривается концепт герменевтики фактичности из ранних работ Мартина Хайдеггера. Изначально фактичная жизнь рассматривалась М. Хайдеггером в рамках феноменологического метода. Ключевое значение в прояснении данного концепта имеет анализ раннехристианского религиозного опыта, раскрывающий структуру до-теоретического уровня существования. Связь с религиозным опытом, интерпретация посланий апостола Павла, обращение к аргументации Аристотеля о линейности времени и «теологии креста» М. Лютера позволяют выделить в герменевтике фактичности проект «философского спасения», выраженный в артикуляции подлинного существования Dasein. М. Хайдеггер восстанавливает понимание человеческого существования как радикально уникального и конечного, что становится основанием такого проекта. При этом три темы в фундаментальной онтологии Dasein («падшесть», «совесть» и «бытие-к-смерти») оказываются укорененными в богословской антропологии М. Лютера. В результате в ранних работах М. Хайдеггера можно реконструировать его собственную секулярную версию эсхатологического ожидания конца дней, призванную заменить метафизическую «сотериологию», восходящую к Платону и Пармениду. Основные положения такого проекта оказываются философским прояснением настроенности на мир, характерной для раннего христианства, и имеют конфессиональные истоки в протестантской теологии креста М. Лютера.
Об авторе
В. П. ВишняковРоссия
Владимир П. Вишняков, магистрант
125993, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Херрман 2000 – Херрман Ф. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск: Пропилеи, 2000. 191 с.
2. Шенборн 2003 – Шенборн К., Конрад М., Вебер X.Ф. Бог послал Сына Своего: Христология. М.: Христианская Россия, 2003. 416 с.
3. Adluri 2013 – Adluri V. Heidegger, Luther, and Aristotle: A Theological Deconstruction of Metaphysics // Epoché: A Journal for the History of Philosophy. 2013. Vol. 18 (1). P. 129–160.
4. Buren 1994 – Buren J. van. The Young Heidegger: Rumor of the Hidden King. Bloomington: Indiana University Press, 1994. 741 p.
5. Heidegger/Luther 1994 – Buren J. van. Martin Heidegger, Martin Luther // Reading Heidegger from the Start / T. Kisiel, J. van Buren (ed.). Albany: SUNY Press, 1994. P. 159–174.
6. Courtine 1990 – Courtine J.-F. Voix de la conscience et vocation de l’être, dans Heidegger et la phénoménologie. Paris: Vrin, 1990. P. 305–325.
7. Ebeling 1970 – Ebeling G. Luther: An Introduction to His Thought, trans. R.A. Wilson. London: Collins, 1970. 287 p.
8. Grossman 2001 – Grossman A. Heidegger und Luther // Quaestio. 2001. Vol. 1 (1). P. 193–212.
9. Kisiel 2003 – Kisiel Th. The Genesis of Being and Time. Berkeley: University of California Press, 1993. 700 p.
10. McGrath 2006 – McGrath S.J. The Early Heidegger and Medieval Philosophy: Phenomenology for the Godforsaken. Washington: The Catholic University of America Press, 2006. 268 p.
11. Sommer 2005 – Sommer Ch. Heidegger, Aristote, Luther – Les sources aristotéliciennes et néo-testamentaires d’Être et temps. Paris: Presses Universitaires de France, 2005. 336 p. (coll. “Épiméthée”).
12. Supplements 2002 – Supplements: From the Earliest Essays to Being and Time and Beyond / J. van Buren (ed.). Albany: SUNY Press, 2002. 205 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Вишняков В.П. «Философский Лютер»: конфессиональный исток герменевтики фактичности Мартина Хайдеггера. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020;(1):26-41. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-26-41
For citation: Vishnyakov V.P. “Philosophical Luther”. Confessional source for Martin Heidegger’s hermeneutics of facticity. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2020;(1):26-41. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-1-26-41
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.