Конспирологические теории как феномен медиавоздействия на общественное сознание
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-2-94-102
Аннотация
В статье рассматривается проблема распространения конспирологических представлений в социальных сетях и в СМИ в связи с эпидемией COVID-19 в Российской Федерации. дается краткий обзор наиболее известных научных подходов к исследованию неконвенциональных концепций и различных «теорий заговора». Особое внимание обращается на связь теорий заговора с постмодернистскими идеями и критическим отношением к любой официальной информации из авторитетных источников. Подчеркивается, что равенство высказываний, на котором настаивали сторонники постмодернизма, ведет к увеличению информационного шума и размыванию границ между фактом и вымыслом. Современная конспирология – это реакция аудитории на алармизм в публикациях официальных СМИ. Отмечается рост подобных представлений в условиях кризисов, катастроф и эпидемий. Предпринята попытка выявить типичные конспирологические версии причин эпидемии коронавируса в российском сегменте социальной сети Фейсбук. В статье факт роста популярности «альтернативных теорий» исследуется в контексте социальных страхов россиян, в связи с углублением экономического кризиса и перспективой потерять работу. Рост конспирологических идей анализируется в связи с феноменом медиавоздействия на общественное сознание. Функции современных медиа определяются постепенным замещением социальной реальности медиарельностью, которая тиражирует симулякры, а не занимается только информированием. В статье констатируется достаточно сильное влияние материалов средств массовой информации на потребителей новостного контента, что является одной из причин распространения теорий заговора в различных группах и сообществах медиапользователей.
Об авторе
А. А. ХохловРоссия
Андрей А. Хохлов, кандидат социологических наук
125993, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Бергер, Лукман 1995 – Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 334 с.
2. Брайант, Томпсон 2004 – Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2004.
3. Болтански, Хархордин 2020 – Болтански Л., Хархордин О. Задача политики выразить словами то, что в жизненном опыте ускользнуло от сконструированной реальности: Интервью с Люком Болтански // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. C. 74–84.
4. Ефанов 2017 – Ефанов А.А. Эпидемия ВИЧ: Социальная проблема или новая моральная паника? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 37. С. 130–138.
5. Лебон 1998 – Лебон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия / Под ред. д.Я. Райгородского. Самара, 1998.
6. Луман 2005 – Луман Н. Реальность массмедиа: Пер. с нем. М.: Праксис, 2005. 256 с.
7. Тощенко 2011 – Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема. Опыт философского и социологического анализа. М.: Новый хронограф, 2011. 552 с.
8. Шнирельман 2016 – Шнирельман В. Александр дугин: возведение моста между эсхатологией и конспирологией // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.2016. № 4. С. 194–221.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Хохлов А.А. Конспирологические теории как феномен медиавоздействия на общественное сознание. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020;(2):94-102. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-2-94-102
For citation: Khokhlov A.A. Conspiracy theories as a phenomenon of media impact on public consciousness. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2020;(2):94-102. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-2-94-102
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.