Воображение и метафора в теологическом языке


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-3-48-63

Полный текст:


Аннотация

В статье исследуется интерпретация религиозного языка в современной континентальной философской теологии, демонстрируется центральная роль воображения и метафоры в теологическом языке. Анализируется диакритическая герменевтика Ричарда Керни как пример перехода от теологики к теопоэтике. Изменения в трактовке теологического языка соотносятся с трансформациями в понимании самой теологии, которая становится топологическим и тропологическим исследованием. Рассматривается трактовка воображения в ранних работах Керни, его попытки описать «парадигмальные сдвиги» в человеческом понимании воображения в различные эпохи западной истории. Выделяется миметическая парадигма премодерна, продуктивная парадигма модерна и пародийная парадигма постмодерна. Анализ трактовки «библейского воображения» у Керни позволяет понять воображение как точку соприкосновения Бога с человечеством. Рассматривается также влияние теории метафоры Поля Рикера на развитие поэтического языка постмодерной христианской теологии, показывается, что поэтический и религиозный язык сближает «имажинативная вариативность». Автор приходит к выводу: обращение к воображению в религиозном языке дает возможность теологической герменевтике перейти от статических образов Бога к кинетическим.

Об авторе

С. А. Коначева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана А. Коначева, доктор философских наук, профессор

125993, Москва, Миусская пл., д. 6 



Список литературы

1. Рикер 1990 – Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. С. 416–434.

2. Caputo 2013 – Caputo J.D. The insistence of God: a theology of perhaps. Bloomington: Indiana University Press, 2013. 307 p.

3. Green 1989 – Green G. Imagining God: Theology and the Religious Imagination. San Francisco: Harper and Row, 1989. 186 p.

4. Green 2000 – Green G. Theology, Hermeneutics, and Imagination: The Crisis of Interpretation at the End of Modernity. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 230 p.

5. Heidegger 1976 – Heidegger M. Einige Hinweise auf die Hauptgesichtspunkte für das theologische Gespräch über Das Problem eines nichtobjektivierenden Denkens und Sprechens in der heutigen Theologie // Heidegger M. Wegmarken. Gesamtausgabe. Bd. 9. Frankfurt am Main.: Klostermann, 1976. S. 69–78.

6. Kearney 2003 – Kearney R. Strangers, Gods, and Monsters. New York, London: Routledge, 2003. 294 p.

7. Kearney 1984 – Kearney R. The God who may be. Bloomington: Indiana University Press, 1984. 172 p.

8. Kearney 1988 – Kearney R. The Wake of Imagination. London: Routledge, 1988. 467 p.

9. Ozankom 1994 – Ozankom Cl. Gott und Gegenstand: Martin Heideggers Objektivierungsverdikt und seine theologische Rezeption bei Rudolf Bultmann und Heinrich Ott. Paderborn; München; Wien; Zürich: Schöningh, 1994. 239 s.

10. Putt 2006 – Putt K.B. Theopoetics of the possible // After God: Richard Kearney and the religious turn in continental philosophy, ed.by John Panteleimon Manoussakis. N.Y.: Fordham University Press, 2006. P. 241–269.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Коначева С.А. Воображение и метафора в теологическом языке. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020;(3):48-63. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-3-48-63

For citation: Konacheva S.A. Imagination and metaphor in theological language. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2020;(3):48-63. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-3-48-63

Просмотров: 6

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)