Измерение субъективного благополучия на основе текстов социальных медиа: обзор современных практик


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-92-101

Полный текст:


Аннотация

Наряду с многочисленными исследованиями субъективного благополучия посредством традиционных социологических методов (в первую очередь, опросов) предпринимаются попытки привлечь в качестве дополнительного источника информации Большие данные, «цифровые следы» (тексты социальных медиа, информацию профилей социальных сетей, статистику поисковых запросов, данные персональных электронных устройств). На основе обзора зарубежной литературы раскрываются основные практики анализа текстов социальных медиа для измерения субъективного благополучия. В том числе охарактеризован опыт конструирования индекса «Валового национального счастья» для Фейсбука и «Гедонометра» для Твиттера на основе анализа объемов эмотивной лексики и тональности публикаций пользователей сетей. Раскрываются возможности поиска «цифровых следов» удовлетворенности жизнью в текстах социальных медиа. Выделяются методологические трудности и ограничения в этой области исследований, которые пока не удалось преодолеть: проблема генерализации полученных выводов и валидности конструируемых индексов «счастья» (их соотношения с «реальным» субъективным благополучием, замеряемым посредством опросов). Трудности по измерению субъективного благополучия сопряжены с эффектами самопрезентации в социальных медиа, разной степенью и стратегиями публикационной активности пользователей, несовершенством используемых алгоритмов анализа, пока существенно уступающим «ручному кодированию».


Об авторе

А. В. Кученкова
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Россия

Анна В. Кученкова, кандидат социологических наук, доцент

117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 25/35, корп. 5



Список литературы

1. Девятко 2016 – Девятко И.Ф. От «виртуальной лаборатории» до «социального телескопа»: метафоры тематических и методологических инноваций в онлайн-исследованиях // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: Изд-во МИК, 2016. С. 19–34.

2. Кученкова 2016 – Кученкова А.В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 2 (4). С. 118–127.

3. Кученкова 2019 – Кученкова А.В. BigData как источник информации для изучения субъективного благополучия: возможности и ограничения // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова): Сборник материалов. М., 2019. С. 332–336.

4. Цыбикова 2019 – Цыбикова Д.Г. Глобальные тренды исследовательской индустрии и требования к специалистам // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 1. С. 130–140. DOI: 10.28995/2073-6401-2019-1-130-140

5. Chen et al. 2017 – Chen L., Gong T., Kosinski M., Stillwell D., Davidson R.L. Building a profile of subjective well-being for social media users // PLoS ONE. 2017. No 12 (11): e0187278 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0187278 (дата обращения 14.08.2020).

6. Dodds et al. 2011 – Dodds P.S., Harris K.D., Kloumann I.M., Bliss C.A., Danforth C.M. Temporal Patterns of Happiness and Information in a Global Social Network: Hedonometrics and Twitter // PLoS ONE. 2011. No. 6 (12): e26752 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0026752 (дата обращения 14.08.2020).

7. Kramer 2010 – Kramer A.D.I. An unobtrusive behavioral model of gross national happiness // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. April, 2010. Atlanta, Georgia: ACM, 2010. P. 287–290.

8. Liu et al. 2015 – Liu P., Tov W., Kosinski M., Stillwell D.J., Qui L. Do Facebook status updates reflect subjective well-being? // Cyberpsychological Behavior Social Network – 2015. 2015. Vol. 18. No. 7. P. 373–379.

9. Luhmann 2017 – Luhmann M. Using big data to study subjective well-being // Current Opinion in Behavioral Sciences. 2017. No. 18. P. 28–33. DOI: 10.1016/j.cobeha.2017.07.006

10. Yang, Srinivasan 2016 – Yang C., Srinivasan P. Life Satisfaction and the Pursuit of Happiness on Twitter // PLoS ONE. 2016.11(3): e0150881 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0150881 (дата обращения 14.08.2020).

11. Wang et al. 2014 – Wang N., Kosinski M., Stillwell D.J., RustJ. Can well-being be measured using Facebook status updates? Validation of Facebook’s gross national happiness index // Social Indicator Research. 2014. No. 115. P. 483–491.

12. Schwartz et al. 2016 – Schwartz H.A., Sap M., Kern M. L., Eichstaedt J.C., Kapelner A., Agrawal M., Blanco E., Dziurzynski L., Park G., Stillwell D., Kosinski M., Seligman M.E., Ungar L.H. Predicting Individual Well-Being Through the Language of Social Media // Pacific Symposium on Biocomputing / Ed. by R.B. Altman, A.K. Dunker, L. Hunter, M.D. Ritchie, T.A. Murray, T.E. Klein. 2016. P. 516–527 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1142/9789814749411_0047 (дата обращения 14.08.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кученкова А.В. Измерение субъективного благополучия на основе текстов социальных медиа: обзор современных практик. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020;(4):92-101. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-92-101

For citation: Kuchenkova A.V. Measuring subjective well-being based on social media texts. Overview of modern practices. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2020;(4):92-101. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-92-101

Просмотров: 33

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)