Типологические характеристики парадного и камерного изображения в русской портретной живописи XVIII в.


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-112-127

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена рассмотрению отличительных особенностей парадного и камерного вариантов изображения в русском искусстве XVIII в. Данный вопрос ранее привлекал внимание исследователей, однако выявление конкретных характеристик, свойственных каждому типу портрета, на данный момент отсутствует в научной литературе по теме. Потребность в определении совокупности черт представляется наиболее актуальной для исследования портретной живописи на рубеже XVIII–XIX вв., которая отличается совмещением особенностей, относящихся к разным вариантам изображения, в одном произведении. Именно выявление конкретных типологических характеристик парадного и камерного портрета позволяет более успешно изучать отдельные произведения указанного периода по сравнению со стилистическим анализом, применение которого испытывает объективные трудности при сосуществовании различных художественных направлений.


Об авторе

И. А. Абрамкин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Иван А. Абрамкин, кандидат искусствоведения

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Абрамкин 2016 – Абрамкин И.А. Портреты В.Л. Боровиковского первой половины 1800-х годов: к проблеме «портрет и стиль» на рубеже XVIII–XIX веков // Артикульт. 2016. № 2 (22). С. 46–54.

2. Алексеева 1975 – Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX веков. М.: Искусство, 1975. 421 с.

3. Вдовин 2005 – Вдовин Г.В. Персона. Индивидуальность. Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 244 с.

4. Даниэль 1990 – Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. 221 с.

5. Евангулова 1987 – Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века: Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М.: Изд-во МГУ, 1987. 294 с.

6. Евангулова 2007 – Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. М.: Памятники ист. мысли, 2007. 285 с.

7. Зернов 1977 – Зернов Б.А. Искусство XVIII века. II // Малая история искусств: Искусство XVIII века. М., 1977. C. 27–64.

8. Иваницкий 2000 – Иваницкий А.И. Интимный портрет рококо: к вопросу об онтологической необходимости «большого стиля» // XVIII век: Ассамблея искусств: Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. М., 2000. С. 132–142.

9. Кантор 1977 – Кантор А.М. Искусство XVIII века. I // Малая история искусств: Искусство XVIII века. М., 1977. C. 6–26.

10. Карев 2003 – Карев А.А. Классицизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003. 319 с.

11. Карев 2005 – Карев А.А. «Притворство» придворного и проблема жеста в портрете екатерининского времени // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. М., 2005. С. 118–135.

12. Коваленская 1964 – Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М.: Искусство, 1964. 703 с.

13. Лебедев 1994 – Лебедев А.В. Русский портрет второй половины XVIII века и проблема стиля // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века: Сб. статей. М., 1994. С. 85–92.

14. Лотман 1992a – Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. C. 248–268.

15. Лотман 1992b – Лотман Ю.М. Сцена и живопись как кодирующие устройства культурного поведения человека начала XIX столетия // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 287–295.

16. Лотман 2002a – Лотман Ю.М. Портрет // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2002. С. 349–375.

17. Лотман 2002b – Лотман Ю.М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры IX–XIX веков // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2002. С. 154–179.

18. Сарабьянов 1980 – Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Сов. художник, 1980. 261 с.

19. Свирида 2000 – Свирида И.И. Театральность как синтезирующая форма культуры XVIII века // XVIII век: Ассамблея искусств: Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. М., 2000. С. 5–18.

20. Турчин 1969 – Турчин В.С. Русский портрет эпохи романтизма: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1969. 443 с.

21. Турчин 1981 – Турчин В.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX века. М.: Искусство, 1981. 549 с.

22. Турчин 1989 – Турчин В.С. Основные проблемы западноевропейского и русского искусства конца XVIII – начала XIX века: Автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 1989. 46 с.

23. Турчин 2001 – Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России. М.: Жираф, 2001. 511 с.

24. Чежина 2006 – Чежина Ю.И. Костюмированный портрет в русском искусстве XVIII века как отражение духа эпохи: Дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2006. 280 с.

25. Яблонская 1978 – Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики): Дис. канд. искусствоведения. М., 1978. 216 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Абрамкин И.А. Типологические характеристики парадного и камерного изображения в русской портретной живописи XVIII в. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020;(4):112-127. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-112-127

For citation: Abramkin I.A. Typological characteristics of ceremonial and chamber image in the Russian portrait painting of 18th century RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2020;(4):112-127. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-112-127

Просмотров: 13

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)