«За бортом абсолюта»: критика Канта в эпоху авангарда


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-36-53

Полный текст:


Аннотация

В своем трактате по супрематизму Казимир Малевич критикует трансцендентализм и противопоставляет его трансценденции. Малевич критически относится к трансцендентальной парадигме, так как, по сути, оказывается платоником. Павел Флоренский также критикует трансцендентализм – по времени это предшествует Малевичу. Флоренский рассматривает Канта укорененным в «человеческой» перспективе и противопоставляет его Платону. Предложение Флоренского, как и позже Малевича, состоит в том, чтобы вернуть трансцендентное. Если мы сравним работы по эстетике Флоренского и по теории нового искусства у Малевича, то увидим, что оба автора критикуют иллюзионистичность перспективы и европейской живописи. Флоренский продолжил концепцию «обратной перспективы» в иконописи. Малевич утверждал, что его соратники чувствовали теснейшую связь с иконой. Также известно, что и Флоренский, и Малевич преподавали в художественных институтах (ГИНХУК и ВХУТЕМАС), занимались работой по охране культурного наследия. Важно сопоставить эти фигуры в различных ипостасях их деятельности для того, чтобы выявить черты, присущие эпохе революции.


Об авторе

Т. В. Левина
Свободный университет
Латвия

Татьяна В. Левина - кандидат философских наук.

Вентспилс, Ventspils nov., Piltenes pag., Gārzde, “Ceplīši”, LV-3620



Список литературы

1. Бердяев 2001 – Бердяев Н.А. Стилизованное православие (О. Павел Флоренский) // П.А. Флоренский: Pro et contra: Антология. СПб.: РХГИ, 2001. С. 264–282.

2. Калинников 2005 – Калинников Л.А. Кант в русской культуре. Калининград: Издво РГУ им. И. Канта, 2005. 311 с.

3. Левина 2011 – Левина Т.В. Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве // Артикульт. 2011. № 1 (1). С. 141–187.

4. Левина 2013 – Левина Т.В. Абстрактное искусство в идеальном государстве // Артикульт. 2013. № 12 (4). С. 4–11.

5. Левина 2015 – Левина Т.В. Онтологический аргумент Малевича: Бог как совершенство, или Вечный покой // Артикульт. 2015. № 19 (3). С. 18–28.

6. Левина 2019 – Левина Т.В. «Освобожденное Ничто»: Экхарт авангарда // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 4. С. 34–47.

7. Нижников 2015 – Нижников С.А. Творчество Иммануила Канта в диалоге культур России и Запада. М.: РОССПЭН, 2015. 255 с.

8. Павленко 2013 – Павленко А.Н. Возможность техники: Взгляд из Лавры и голос из Марбурга // П.А. Флоренский / Под ред. А.Н. Паршина, О.М. Седых. М.: РОССПЭН, 2013. С. 355–384.

9. Панофски 2002 – Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб.: Андрей Наследников, 2002. 237 с.

10. Пономарев 2004 – Пономарев Н.В. Религиозно-философская антропология П.А. Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции: Автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. 22 с.

11. Тарасов 2019 – Тарасов О. Флоренский и обратная перспектива: Из истории термина // Искусствознание. 2019. Вып. 4. С. 26–57.

12. Трубачев 1995 – Игумен Андроник Трубачев. Вступительная статья // П.А. Флоренский. Иконостас. М.: Искусство, 1995. С. 5–19.

13. Трубачев 2018 – Игумен Андроник Трубачев. Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. Кн. 5. Фонд науки и культуры священника Павла Флоренского. Сергиев Посад, 2018.

14. Шатских 2000 – Шатских А.С. Малевич после живописи // Малевич К. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3: Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой: С приложением писем К.С. Малевича к М.О. Гершензону (1918–1924) / Сост., публ., вступит. ст., подготовка текста, коммент. и примеч. А.С. Шатских. М.: Гилея, 2000. С. 7–68.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Левина Т.В. «За бортом абсолюта»: критика Канта в эпоху авангарда. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021;(1):36-53. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-36-53

For citation: Levina T.V. “Overboard from Absolute”. The critique of Kant in Avant-Garde’s Epoch. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2021;(1):36-53. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-1-36-53

Просмотров: 12

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)