«Буквенная графика» в русском футуризме: стратегии визуализации

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена проблеме буквенной графики в русском футуризме. Футуристическая поэзия артикулирует особый способ видения, в котором визуальная репрезентация сопряжена с вербальной и устанавливается новый тип взаимоотношений между поэтическим текстом и графикой. Поэты-заумники творят новый графический алфавит, в котором синтетизм вербального и визуального выражается в интегративном характере изовербального текста. Новую типографику демонстрируют в своих произведениях И. Зданевич, И. Терентьев и А. Крученых. Визуальная поэзия В. Степановой как феноменальное место трансформации иконических смыслов заключает в себе графический и фонетический эксперимент. Новая модель репрезентации находит интересное конструктивное решение, когда абстрактная живописная композиция с цветными буквами устанавливает нетрадиционную референцию между вербальным и визуальным контекстами.

Об авторе

Ирина Михайловна Сахно
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Крученых А. «Мир затрещит, а голова моя уже изрядно…»: Письма А.А. Шемшурину и М.В. Матюшину, 1913-1921. М.: Гилея, 2012. С. 29, 43.

2. Малевич К.С. Письма к М.В. Матюшину / Публикация Е.Ф. Ковтуна // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 г. Л., 1976. С. 191.

3. Ильязд [Илья Зданевич]. ЛидантЮ фАрам: аслаабличья виртеп ф 5 действах действа 5. ПарИш: rue Zacharie, 20, издАния 41°, 1923. 61 с.

4. Крэри Дж. Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке. М.: V-A-S press, 2014. С. 161-162.

5. Лаврентьева Е. Экспрессия букв // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма: Сб. ст. М., 2003. С. 462.

6. Крученых А. Нестрочье. Тифлис - Сарыкамыш, 1917. С. 2.

7. Терентьев И. 17 ерундовых орудиев. Тифлис - Сарыкамыш, 1919. С. 28.

8. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М.: РИП-холдинг, 2014. С. 198.

9. Бурлюк Д., Третьяков С., Толстая Т., Рафаилович С. Бука русской литературы / Обл. Нагорской, заставки Клюна. М.: Тип. ЦИТ, 1923. С. 6.

10. Каталог Крученых // Rarus’s Gallery [Электронный ресурс]. URL: http://www.raruss.ru/avant-garde/935-kruchenykh-catalogue.html (дата обращения: 08.10.2015).

11. Кульбин Н. Что есть слово (11-я декларация слова как такового) // Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терехина и А.П. Зименков. М.: Наследие, 1999. С. 45.

12. Хлебников В. Собрание произведений: В 5 т. / Под общ. ред. Ю. Тынянова, Н. Степанова. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928-1933. Т. 5. С. 207.

13. Степанова В. Человек не может жить без чуда. Письма. Поэтические опыты. Записки художницы. М.: Сфера, 1994. С. 41.

14. Степанова В.Ф. Гауст чаба. М.: Изд. автора, 1918.

15. Степанова В. Беспредметное творчество // Степанова В. Человек не может жить без чуда. Письма. Поэтические опыты. Записки художницы. М.: Сфера, 1994. С. 48.

16. Лаврентьева Е.А. Экспрессия букв // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма: Сб. ст. М., 2003. С. 423.

17. Степанова В. Ртны хомле. М., 1918.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сахно И.М. «Буквенная графика» в русском футуризме: стратегии визуализации. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016;(1):52-62.

For citation: Sakhno I. “Letter graphics” in Russian futurism: visualization strategies. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2016;(1):52-62. (In Russ.)

Просмотров: 117

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)