«Божественная комедия» Данте Алигьери в архитектурных проектах Италии 1930-х гг.: Рисорджименто и формирование культа Данте в итальянской культуре

Полный текст:


Аннотация

Автор анализирует возникновение феномена монументализации фигуры итальянского поэта Данте Алигьери, имевшее место в XIX-XX вв. в Италии и ставшее предпосылкой появления уникальных архитектурных проектов, выполненных в Италии 1930-х гг. по мотивам поэмы Данте «Божественная комедия». Автор стремится доказать, что данные архитектурные проекты времен Муссолини нельзя однозначно связывать с фашистским режимом: восприятие Данте и его произведения как монумента зарождается еще в конце XVIII в. и имеет тесную связь с движением за независимость Италии.

Об авторе

Ирина Борисовна Емельянова
Российский государственный гуманитарный университет; Университет Итальянской Швейцарии (г. Лугано)
Россия


Список литературы

1. Schumacher Th.L. Il Danteum di Terragni. Roma: Officina, 1980.

2. Schumacher Th.L. The Danteum: a study in the architecture of literature. Princeton, NJ: Princeton Architectural Press, 1985.

3. Schumacher Th.L. The Danteum. Architecture, Poetics, and Politics under Italian Fascism. Princeton: Princeton Architectural Press, 1996.

4. Lioncilli Massi G. Danteum: dar forma all’idea: un Danteum fiorentino. Firenze: Pontecorboli, 2000.

5. Aparicio Guisado J. Giuseppe Terragni: el Danteum, 1938-1940. Madrid: Editorial Rueda, 2004.

6. Kanekar A. From Building to Poem and Back: the Danteum As a Study In the Projection of Meaning Across Symbolic Forms // The Journal of Architecture. 2005. Vol. 10. № 2. P. 135-159.

7. Unwin S. Twenty buildings every architect should understand. Oxford: Routledge, 2010.

8. Franchi G. Virgilio e Dante nell’Italia Fascista. Mantova: Paladino di Mantova, 1928.

9. Алигьери Данте. Божественная комедия. М.: Правда, 1982. С. 43.

10. Sisi C. Immagini e trasfigurazioni dantesche nell’arte dell’ottocento // Letture classensi. Dante e l’arte. 2007. Vol. 35-36. P. 9.

11. Leopardi G. Sopra il monumento di Dante che si preparava in Firenze // Canti. 2009. Vol. 1. P. 143.

12. Valdameri R. Statuto del Danteum // Schumacher Th.L. The Danteum. Architecture, Poetics, and Politics under Italian Fascism. Princeton: Princeton Architectural Press, 1996. P. 153.

13. D’Annunzio G. Prefazione // Alighieri Dante. Divina Commedia. Firenze: Olschki, 1911. P. VII.

14. Zandrino F.M. “Un nuovo illustratore di Dante per una prossima esposizione di disegni alla Permanente”. La sera di Milano, Aprile 24, 1915 // Pellegri M. L’opera pittorica di Amos Nattini attraverso la stampa. 1979. P. 25.

15. «Dante est le dernier des Mages qui ont cru la Terre centre de l’Univers et l’Homme sa suprème fleur […]» Из письма Ф.М. Дзандрино Ж. Ромье. Апрель, 1933 г // Фонд Дзандрино. Генуя, шифр H36 B6.

16. Bonatti Bacchini M. Le “imagini” della Divina Commedia // Amos Nattini. Imagini della Divina Commedia 1919-1939. 1994. P. 13.

17. Zandrino F.M. Breve interpretazione delle 32 tavole di Mario Zampini: contenente le cinque visioni dantesche per l’erezione a Roma di un monumento alla Divina Commedia. Genova: Crovetto, 1932.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Емельянова И.Б. «Божественная комедия» Данте Алигьери в архитектурных проектах Италии 1930-х гг.: Рисорджименто и формирование культа Данте в итальянской культуре. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015;(1):33-44.

For citation: Emelyanova I. The “Divina Commedia” of Dante Alighieri in the architectural projects performed in Italy of the 1930s: Risorgimento and the formation of Dante’s cult in Italian culture. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2015;(1):33-44. (In Russ.)

Просмотров: 93

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)