Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Византийские, античные и западные традиции в архитектурных «пейзажах» росписей церкви Богоматери Пантанассы в Мистре

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа архитектурных построений и особенностей изображения пространства в росписях церкви Богоматери Пантанассы в Мистре (1428 г.) в контексте византийской живописи, а также поиска их прототипов в эллинистической и западной традиции. В процессе исследования отражены истоки византийской традиции изображения пространства и ее принципиальных отличий от античной и западной. Рассмотрена возможная семантика архитектурных образов, на основании которой предлагается попытка переосмысления и нового прочтения росписей церкви Богоматери Пантанассы в культурном и интеллектуальном контексте позднего палеологовского периода.

Об авторе

Светлана Владимировна Цымбал
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Dunbabin K.M.D. Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. Fig. 47. P. 50.

2. Бутырский М.Н. Византийское искусство [Электронный ресурс]. М.: Изд-во Директ-Медиа, 2006. 1 CD-ROM.

3. Acheimastou-Potamianou M. Mystras. Historical andarcheological guide. Athens, 2003. P. 78.

4. Velmans T. Le rôle du décor architectural et la représentation de l’espace dans la peinture des Paléologues // Cahiers Archéologiques. 1964. Vol. 14. P. 183-216.

5. Стойков А. Езикьт на пространството вьв византийската иконография. Русе: А енд А комюникейшьнс, 2013.

6. Ασπρά-Βαρδαβάκη Μ., Εμμανουήλ Μ. Η Μονή της Παντάνασσας στον Μυστρά: Οι τοιχογραφίες του 15ου αιώνα. Αθήνα: Εμπορικής Τράπεζας της Ελλάδος, 2005. Fig. 39. Σ. 55-64.

7. Hadjitryphonos E. Presentations and Representations of Architecture in Byzantium: The Thought behind the image // Architecture as icon: Perception and representation of architecture in Byzantine art / Ed. by S. Ćurčić and E. Hadjitryphonos. Princeton, NJ: Princeton University Art Museum, 2010. P. 126.

8. Бутырский Н.М. Византийские фрески Сербии, Македонии и Черногории [Электронный ресурс]. M.: Астра-Медиа, 2009. 1 CD-ROM.

9. Assimakopoulou Atzaka P. Part of a mosaic with an architectural representation from the Benaki Museum Collection // Benaki Museum [Электронный ресурс]. URL: http://www.benaki.gr/index.asp?id=5040101&lang=en&sid=69 (дата обращения: 01.08.2015).

10. Akşit İ. Museum of Chora: mosaics and frescoes. İstanbul: Akşit Kültür ve Turizm Yayıncılık, 2010. Р. 33, 37, 72, 96-98.

11. Ćurčić S. Architecture as Icon // Architecture as icon: Perception and representation of architecture in Byzantine art / Ed. by S. Ćurčić and E. Hadjitryphonos. Princeton, NJ: Princeton University Art Museum, 2010. P. 10.

12. Bakke J. The vanished gardens of Byzantium // Byzantine Gardens and Beyond. Uppsala: Uppsala Universitet, 2013. P. 157.

13. oratorio di San Michele // Padova Cultura [Электронный ресурс]. URL: http://padovacultura.padovanet.it/it/musei/oratorio-di-san-michele (дата обращения: 01.11.2015).

14. Cutler А. A Late Antique Ivory Plaque and Modern Response // American Journal of Archaeology. 1994. Vol. 98. P. 457-480.

15. Ms 10546. f. 25v. Bible (The “Moutier-Grandval Bible”) // The British Library [Электронный ресурс]. URL: http://www.bl.uk/manuscripts/Viewer.aspx?ref=add_ms_10546_f001r (дата обращения: 01.08.2015).

16. Byzantine Collections. The permanent exhibition. Byzantine and Christian museum. Athens. 2010. Fig. 93.

17. Лидов А.М. Небесный Иерусалим: особенности образа в византийском и древнерусском искусстве // Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. M.: Феория, 2014. С. 95-120.

18. Saradi H.G. Space in Byzantine thought // Architecture as icon: Perception and representation of architecture in Byzantine art / Ed. by S. Ćurčić and E. Hadjitryphonos. Princeton, NJ: Princeton University Art Museum, 2010. P. 92.

19. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб.: Алетейя, 1997. С. 183-205.

20. Torp H. Quelque remarques sur les mosaïques de l’église Saint George à Théssalonique // Pepragmena tou 9 Diethnous byzantinologikou Synedrious, Thessaloniki, 12-19 April 1953. Vol. 1. Athens, 1955. Р. 489-498. Рl. 164-169.

21. Kleiner F.S. Greek and Roman coins in the Athenian Agora. Princeton, NJ: American School of the Classical studies at Athens, 1975. Pl. 15, 23, 24.

22. Emmanuel M. Religious Imagery in Mystra. Donor and Iconographic Programmes // Material Culture and Well-being in Byzantium (400-1453). Proceedings of the International Conference (Cambridge, 8-10 September 2001). Wien: Austrian Academy of Sciences, 2007. P. 119-127.

23. Mouriki D. The Mask Motif in the Wall Paintings of Mistra. Cultural Implications of a Classical Feature in Late Byzantine Painting (pl. 83-94) // Δελτίον Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. Tομ 10 (1980-1981). Aθηνα, 1981. P. 307-338.


Рецензия

Для цитирования:


Цымбал С.В. Византийские, античные и западные традиции в архитектурных «пейзажах» росписей церкви Богоматери Пантанассы в Мистре. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016;(1):96-105.

For citation:


Tsymbal S. Byzantine, Ancient and Western traditions in architectural landscapes wallpaintings in the Church of the Virgin Pantanassa in Mistra. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2016;(1):96-105. (In Russ.)

Просмотров: 309


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)