Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Ассоциативный монтаж как инструмент авторского замысла в фильме Х. Валь дель Омара «Гранада в зеркале воды» (1955)

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-135-152

Аннотация

В статье проанализировано, как испанский режиссер Х. Валь дель Омар с помощью ассоциативного монтажа символико-аллегорических образов создавал в фильме «Гранада в зеркале воды» (1955) целостное повествование с определенным сюжетом, который проинтерпретирован автором статьи как визуализация на образно-метафорическом уровне иницианического духовного пути человека. Отмечается, что такой подход формально сближает монтажный метод Х. Валь дель Омара с принципами советской школы монтажа 20–30-х гг. XX в. Но, в отличие от отчетливо выраженной политико-идеологической направленности советского кинематографа, содержание работ Х. Валь дель Омара носит неоднозначный религиозно-символический характер, обусловленный как личными пристрастиями режиссера, так и требованиями цензуры эпохи авторитарного режима Франко. В статье также проанализирована роль изобретенных Х. Валь дель Омаром систем звукового сопровождения фильма и полиэкранной кинопроекции, которые позволяют «разбудить» личную память зрителя, открывая ему возможность дополнить авторскую семантику своей интерпретацией, усилив тем самым эффекты ассоциативного монтажа.

Об авторе

О. В. Колотвина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ольга В. Колотвина

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Колотвина 2021a – Колотвина О.В. Иммерсивные технологии медиаискусства Х. Валь дель Омара («апанорамное переполнение образа», «диафония», «тактильное видение») как выражение его концепции «техномистицизма» // Наука телевидения. 2021. № 17.1. С. 51–71. DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.1-51-71.

2. Колотвина 2021b – Колотвина О.В. Ключевые особенности эстетики авторского кинематографа Х. Валь дель Омара (на примере кинотрилогии «Триптих Первостихий Испании») // Артикульт. 2021. № 1( 41). С. 49–58. DOI: 10.28995/2227-6165-2021-1-49-58.

3. Колотвина 2021c – Колотвина О.В. Поэтика города в фильме «Вибрации Гранады» (1935) Х. Валь дель Омара // Артикульт. 2021. № 2(42). С. 57–68. DOI: 10.28995/22276165202125768.

4. Эйзенштейн 1964 – Эйзенштейн С.М. Монтаж // Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. С. 156–188.

5. Contreras, Ortuño 2018 – Contreras F.R., Ortuño A. Media Aesthetics: Two Examples in the Spanish Art. Universidad de Murcia // Arte y Políticas de Identidad. 2018. Vol. 18. P. 127–146.

6. Haemmerling 2015 – Haemmerling K. Películas culturales de todo el mundo // Val del Omar Mas alla de la orbita terrestre / Ed. by E. Duque. Buenos Aires: Ministerio de Cultura del Gobierno, BAFICI, 2015. P. 171.

7. Lucas, Pintor 2017 – Lucas G., Pintor I. Poética del montaje en “Aguaespejo granadino”: investigación estética, técnica y pedagógica sobre la experiencia del espectador en la obra de José Val del Omar // L’Atalante: revista de estudios cinematográficos. 2017. № 24. P. 165–184.

8. Russo 2020 – Russo E.A. Aspects of Montage in the Poetics of Val del Omar / Universidad Nacional de La Plata. Buenos Aires, 2020. P. 1–9 [Электронный ресурс]. URL: https://1library.co/document/y6097wgy-aspects-montage-poetics-val-delomar.html (дата обращения 12 мая 2022).

9. Val del Omar 1958 – Val del Omar J. Bruselas 1958 – Aguaespejo granadino: Un film experimental por excelencia. 1958 // Valdelomar website [Электронный ресурс]. URL: http://www.valdelomar.com/cine3.php?lang=es&menu_act=5&cine1_cod=6&cine2_cod=11&cine3_codi=66&cine4_codi=186 (дата обращения 31 мая 2022).

10. Val del Omar 2015a – Val del Omar J. Aguaespejo Granadino. Guión // Val del Omar Mas alla de la orbita terrestre / Ed. by E. Duque. Buenos Aires: Buenos Aires: Ministerio de Cultura del Gobierno, BAFICI, 2015. Р. 167.

11. Val del Omar 2015b – Val del Omar J. El homаbre está en una jaula// Val del Omar Mas alla de la orbita terrestre / Ed. by E. Duque. Buenos Aires: Buenos Aires: Ministerio de Cultura del Gobierno, BAFICI, 2015. Р. 170.

12. Val del Omar 2015c – Val del Omar J. Nota de presentación de Aguaespejo granadino. Festival de Cine de Berlín, 1956 // Val del Omar Mas alla de la orbita terrestre. / Ed. by E. Duque. Buenos Aires: Buenos Aires: Ministerio de Cultura del Gobierno, BAFICI, 2015. Р. 168–169.

13. Vogel 1974 – Vogel A. Film as a Subversive Art. New York: Random House, 1974. 344 p.


Рецензия

Для цитирования:


Колотвина О.В. Ассоциативный монтаж как инструмент авторского замысла в фильме Х. Валь дель Омара «Гранада в зеркале воды» (1955). Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(2):135-152. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-135-152

For citation:


Kolotvina O.V. Associative montage as a tool of the author’s intention in the film “Water-Mirror of Granada” (1955) by J. Val del Omar. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(2):135-152. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-135-152

Просмотров: 298


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)