Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Dasein и ἦθος: фактичны ли ценности?

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-40-57

Аннотация

В статье рассматривается деконструкция М. Хайдеггером метафизических предпосылок моральной философии Нового времени. Его интерпретация Аристотеля (соединенная с анализом раннего христианства) позволяет предложить оригинальную версию онтологии, объединенную с этикой. В такой оптике ≪Бытие и Время≫, как и ≪Никомахова этика≫, представляет собой этический трактат: он также основан на понимании человеческого этоса (от греч. ἦθος, ≪нрав, характер, душевный склад, гнездо≫) и раскрывает характеристики жизни, структурированной ≪должным≫. В эпоху Просвещения в сфере практической философии произошла смена парадигмы, связанная с переходом от этики (т. е. этоса как формы жизни с ее практическими и нормативными измерениями) к моральным концепциям, основанным на индивидуализме и различии между фактами и ценностями. Раскол между онтологией и учениями о морали сделал невозможным любое обоснование или оправдание этики. В отличие от модернистских теорий морали, пытающихся выразить беспристрастные и свободные от ценностей принципы индивидуального поведения, философ исследовал условия возможности изменения образа жизни. Понимание этики Хайдеггером можно истолковать в аристотелевском контексте, в котором жизнь в социуме (т. е. бытие в ≪совместном мире≫) определяет онтологические условия, делающие возможным этическое действие. Философ раскрывает существование Dasein в контексте некоего перфекционистского понимания: в нем обнаруживаются два модуса, один из которых очевидно более ценен (или совершенен), чем другой, – по крайней мере, благодаря более широкой перспективе и глубокому самопониманию. Исполнение ≪этики≫ означает раскрытие индивидуализирующего способа раскрытия мира, что подразумевает чуткость к зову Бытия и готовность посреди мира трансформировать свою конечность, чтобы стать ≪подлинным≫ членом исторического сообщества. В онтологической структуре Dasein такой способ бытия исполняется в особых раскрывающих ≪настроениях≫ (πάθη), несводимых ни к эмпирической чувственности, ни к когнитивным функциям. Фактичная реализация этических ценностей выражается в решимости, стойкой приверженности выбранному историческому наследию, чуткости ко всем аспектам актуальной ситуации. Эти характеристики раскрывающих ≪настроений≫ образуют список метакультурных добродетелей, являющихся основанием для взаимопонимания и диалога между представителями различных ≪этосов≫ фрагментированного социума.

Об авторе

В. П. Вишняков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Владимир П. Вишняков, аспирант

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Кондратьев, Меринов 2021 – Кондратьев А.С., Меринов К.А. Оппозиция Закона и Благодати в духовном опыте Пьера Безухова в "Войне и мире≫ Л.Н. Толстого // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 1. С. 194–208.

2. Макинтайр 2022 – Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали. М.: Канон+ РООИ "Реабилитация≫, 2022. 368 с.

3. van Buren 1994 – Buren J., van. The Young Heidegger: Rumor of the Hidden King. Bloomington: Indiana U.P., 1994. 741 p.

4. Dreyfus 2006 – Dreyfus H. Heidegger on the Connection between Nihilism, Art, Technology, and Politics // The Cambridge Companion to Heidegger. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 345–372.

5. Hatab 2000 – Hatab L. Ethics and Finitude: Heideggerian Contributions to Moral Philosophy. New York and Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, 2000. 243 p.

6. Guignon et al. 1999 – Guignon C., Fowers B., Richardson F. Re-Envisioning Psychology: Moral Dimensions of Theory and Practice. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1999. 347 p.

7. Kisiel 1993 – Kisiel Th. The Genesis of Being and Time. Berkeley: University of California Press, 1993. 700 p.

8. Polt 1999 – Polt R. Heidegger: An Introduction. Cornell University Press, 1999. 197 p.

9. Sandel 2009 – Sandel M. Justice: What's the Right Thing to Do? New York: Farrar, Straus and Giroux, 2009. 320 p.

10. Sluga 2001 – Sluga H. Conflict is the Father of Everything: Heidegger’s Polemical Conception of Politics // A Companion to Heidegger`s “Introduction to Metaphysics” / Ed. by R. Polt and G. Fried. New Haven: Yale U.P., 2001. P. 205–225.

11. Taylor 1989 – Taylor C. Sources of the Self: The Making of Modern Identity / Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. 624 p.

12. Vogel 1994 – Vogel L. The Fragile “We”: Ethical Implications of Heidegger’s “Being and Time.” Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1994. 138 p.

13. Williams 1993 – Williams B. Ethics and the Limits of Philosophy. London: Fontana Press, 1993. 230 p.

14. Withy 2015 – Withy K. Owned emotion: Affective Excellence in Heidegger on Aristotle // Heidegger, Authenticity and the Self: Themes from Division Two of Being and Time. New York: Routledge, 2015. P. 21–36.


Рецензия

Для цитирования:


Вишняков В.П. Dasein и ἦθος: фактичны ли ценности? Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):40-57. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-40-57

For citation:


Vishnyakov V.P. Dasein and ἦθος: do values exist? RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):40-57. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-40-57

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)