Высшее образование как модератор взаимосвязи неустойчивости занятости и субъективного благополучия работников
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-58-68
Аннотация
В статье сравниваются работники с высшим образованием и без, во-первых, по распространенности признаков неустойчивой, прекарной занятости, сопровождающейся низкой социально-правовой защищенностью, нестабильностью, уязвимостью; во-вторых, по характеру взаимосвязи неустойчивости занятости и субъективного благополучия, трактуемого в широком смысле как совокупность разнообразных оценок жизни в целом, ситуации в сфере трудовой деятельности.
На основе анализа данных всероссийского опроса работающего населения установлено, что работники с высшим образованием в меньшей степени вовлечены в прекаризованные формы трудовых отношений, реже сталкиваются с такими признаками неустойчивости занятости, как отсутствие бессрочного трудового договора, оплаты больничного, отпуска, ≪серые≫ зарплаты, частая смена места работы.
С повышением неустойчивости занятости работника удовлетворенность жизнью снижается в одинаковой степени для работников с высшим образованием и без, а удовлетворенность работой существеннее для последних. Взаимосвязь между прекаризацией и удовлетворенностью работой опосредована наличием высшего образования, которое немного компенсирует и сглаживает негативные эффекты неустойчивости занятости, но в то же время не позволяет избежать полностью проявлений прекаризации и их последствий для субъективного благополучия.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. КученковаРоссия
Анна В. Кученкова, кандидат социологических наук, доцент
125047 Москва, Миусская пл., 6
117218 Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5
Список литературы
1. Гасюкова, Петрова 2021 – Гасюкова Е.Н., Петрова А.А. Субъективные оценки нестабильной занятости: так ли уж плохо быть нестабильным? // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 3. С. 39–70.
2. Капелюшников 2021 – Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда?: препринт WP3/2021/03. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
3. Кученкова 2021 – Кученкова А.В. Вид занятости как детерминанта субъективного благополучия: проблемы сопоставимости результатов исследований // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 2. С. 66–81.
4. Прекариат 2020 – Прекариат: становление нового класса / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЦСПиМ, 2020.
5. Социологические подходы 2021 – Социологические подходы к изучению социального благополучия / Отв. ред. М.Ф. Черныш, Ю.Б. Епихина. М.: ФНИСЦ РАН, 2021.
6. Diener et al. 1999 – Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective Weil-Being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. No. 2. Р. 276–302.
7. Page, Vella-Brodrick 2009 – Page K.M., Vella-Brodrick D.A. The ‘What’, ‘Why’ and ‘How’ of Employee Well-Being: A New Model // Social Indicators Research. 2009. Vol. 90. No. 3. P. 441–458.
Рецензия
Для цитирования:
Кученкова А.В. Высшее образование как модератор взаимосвязи неустойчивости занятости и субъективного благополучия работников. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):58-68. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-58-68
For citation:
Kuchenkova A.V. Higher education as a moderator of the relationship between the employment instability and the employees’ subjective well-being. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):58-68. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-58-68