Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Социальные взаимодействия в детстве: дружба, уход от конфликтов и обучение лжи

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-93-103

Аннотация

В статье сделан акцент на анализе дружбы, саботажа в конфликте, обучении детей практикам лжи как некоторых форматов практик социального взаимодействия в детстве, закладывающих основы социального порядка в обществе. Выявлен фокус актуальных исследований, посвященных:1) влиянию семейной миграции на дружбу детей, 2) концептуализации дружбы между детьми начальной школы в этнически разнообразных сообществах,3) пониманию дружбы в семье и школе у девушек-беженцев, 4) ≪эффектам≫ соседства, негативным последствиям взросления в бедном районе, 5) практикам саботажа в конфликте между детьми-сиблингами, 6) тому, как родители учат своих детей говорить неправду, 7) событийности детства современных юношей и девушек. Рассмотренные практики осваиваются раньше мальчиками идетьми из состоятельных семей, девочками и детьми из бедных семей – позже. Делается вывод о том, что практики дружбы, саботажа и лжи обозначают особенности практик социального взаимодействия в детстве, но актуализирует вопрос необходимости продолжения их исследования в контексте условий российского детства.

Об авторе

С. Ю. Митрофанова
Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева
Россия

Светлана Ю. Митрофанова, кандидат социологических наук, доцент

443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, д. 34



Список литературы

1. Майорова-Щеглова, Колосова, Губанова 2020 – Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А., Губанова А.Ю. Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 3–15.

2. Митрофанова 2015 – Митрофанова С.Ю. Точки отсчета и конструкты ≪взрослости≫ в представлениях детей о своей будущей жизни // Вестник РГГУ. Серия:Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 131–138.

3. На защите 2022 – На защите детства: стратегии, практики, ресурсы: Сб. материалов по итогам Всерос. научно-практич. конф. по актуальным вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (31 мая – 1 июня 2022 г., г. Москва) / Под ред. Е.Н. Скориной, Е.Б. Баторовой, Е.Г. Артамоновой. М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2022. 550 с.

4. Bergner et al. 2020 – Bergner D., Aronson O., Enell S. Friends through school and family: Refugee girls’ talk about friendship formation // Childhood. 2020. Vol. 27 (4). P. 530–544.

5. Edling, Rydgren 2012 – Edling Ch., Rydgren J. Neighborhood and Friendship Composition in Adolescence // SAGE open A peer-reviewed open access journal published by SAGE. 2012. October-December. Vol. 2. Iss. 4. P. 1–10.

6. Iqbal et al. 2017 – Iqbal H., Neal S., Vincent C. Children’s friendships in super-diverse localities: Encounters with social and ethnic difference // Childhood. 2017. Vol. 24 (1). P. 128–142.

7. Lavoie et al. 2016 – Lavoie J., Leduc K., Crossman Angela M., Talwar V. Do As I Say and Not As I Think: Parent Socialisation of Lie-Telling Behaviour // Children & Society. 2016. Vol. 30. P. 253–264.

8. Sime, Fox 2015 – Sime D., Fox R. Home abroad: Eastern European children’s family and peer relationships after migration // Childhood. 2015. Vol. 22 (3). P. 377–393.

9. Zotevska et al. 2021 – Zotevska E., Cekaite A., Evaldsson Ann C. Enacting sabotage in siblings’ conflicts: Desired objects and deceptive bodies // Childhood. 2021. Vol. 28 (1). P. 137–153.


Рецензия

Для цитирования:


Митрофанова С.Ю. Социальные взаимодействия в детстве: дружба, уход от конфликтов и обучение лжи. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):93-103. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-93-103

For citation:


Mitrofanova S.Yu. Some formats of social interaction practices in childhood: friendship, avoiding conflicts and teaching lies. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):93-103. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-93-103

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)