Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Герои и ничтожества, или Телевидение против скульптуры: визуальная антропология Ербосына Мельдибекова

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-125-145

Аннотация

В 2001 г. казахстанский художник Ербосын Мельдибеков создал работу ≪Пастан≫ – видеоперформанс, в котором автора методично избивают, попутно осыпая оскорблениями. ≪Пастан≫ стал первой частью цикла, демонстрирующего четыре разных сценария с участием униженного и страдающего субъекта. Этот персонаж демонстрирует регресс к первичному состоянию, оказываясь в одном ряду с другими живыми существами и даже неодушевленными предметами. Антропологической и психологической аскезе этих работ соответствует их подчеркнуто аскетичное формальное решение, восходящее к неоавангарду 1960–1970-х гг. Основным медиумом здесь также выступает тело художника, почти освобожденное от атрибутов социокультурной идентичности. Однако, в отличие от ≪классиков≫, Мельдибекова интересуют не столько границы искусства, сколько границы человеческого. В целом его работы образуют визуальную антропологию, основанную на двух полюсах. На первом – монументальные и триумфальные формы, в которых выражает себя политическая власть, использующая эстетические механизмы, чтобы вознестись над человеческой природой. Ирония состоит в том, что как раз подобные монументы оказываются у Мельдибекова символами эфемерности. На противоположном полюсе мы обнаруживаем то, над чем возвышается власть, но что неизбежно образует ее субстрат, – бренную плоть, расходный материал истории. Герой видеоперформансов – антипод героя памятника: он жалок и немонументален. Но в нем гораздо больше стойкости, он упорно держит удары судьбы и сломить его не так просто.

Об авторе

А. Н. Фоменко
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Андрей Н. Фоменко, доктор искусствоведения

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бодрийяр 2000 – Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Пер. с фр. Н. Суслова. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. 95 с.

2. Гройс 2003 – Гройс Б. Комментарии к искусству / Пер. с нем. А. Фоменко и др. М.: Худож. журнал, 2003. 341 с.

3. Дёготь 1998 – Дёготь Е. Террористический натурализм. М.: Ad Marginem, 1998. 223 с.

4. Жирар 2012 – Жирар Р. Достоевский. От двойника к единству // Жирар Р. Критика из подполья / Пер. с фр. Н. Мовниной. М.: НЛО, 2012. С. 42–133.

5. Жирар 2016 – Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира / Пер. с фр. А. Лукьянова и О. Хмелевской. М.: Изд-во Библейско-богословского ин-та, 2016. 518 с.

6. Книга о дао и дэ 1984 – Книга о дао и дэ / Пер. Ян Хин-шуна // Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай / Ред. Ю. Алиханова, В. Никитина, Л. Померанцева. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 227–230.

7. Крюгер 2015 – Крюгер А. Виктор и Елена Воробьевы: о точности и несовершенстве // Елена и Виктор Воробьевы: Художник спит: Каталог выставки в Музее искусств им. А. Кастеева, Алматы / Ред. В. Мизиано. Алматы: Aspan Gallery, 2015. С. 28–33.

8. Сорокина 2017 – Сорокина Ю. Номадический модернизм как локальная новация // Современное искусство Востока: Сб. материалов международной научн. конф. / Ред-сост. Д. Воробьева; Моск. музей современного искусства, Гос. ин-т искусствознания. М., 2017. С. 269–281.

9. Улько 2015 – Улько А. Ребенок на песке // Художественный журнал. 2015. № 96 [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/269 (дата обращения 09 cентября 2022).

10. Фоменко 2007 – Фоменко А. Люмпен-арт // Фоменко А. Архаисты, они же новаторы. М.: Новое лит. обозрение, 2007. С. 51–58.

11. Фоменко 2020 – Фоменко А. Занимательный модернизм // Художественный журнал. 2020. № 114. С. 110–123.

12. Фоменко 2021 – Фоменко А. За порогом видимого: Фотографические объекты Александра Угая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2021. Т. 11. № 2. С. 263–287.

13. Фостер и др. 2019 – Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Пер. с англ. под ред. А. Фоменко и А. Шестакова. М.: Ad Marginem, 2019. 896 с.

14. Шаталова 2009 – Шаталова О. Чимкентский крест & полумесяц // arba.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arba.ru/article/5617 (дата обращения 09 cентября 2022).

15. Buchloh 1990 – Buchloh B. Conceptual Art 1962–1969: From the Aesthetic of Administration to the Critique of Institutions // October. 1990. No. 55. P. 105–143.

16. Crow 1996 – Crow T. The Simple Life: Pastoralism and the Persistence of Genre in Recent Art // Crow T. Modern Art in the Common Сulture. London: Yale University Press, 1996. P. 173–211.

17. Empson 1974 – Empson W. Some Versions of Pastoral. New York: New Directions, 1974.

18. Krauss 1977 – Krauss R. The Double Negative: a New Syntax for Sculpture // Krauss R. Passages in Modern Sculpture. New York: The Viking Press, 1977. P. 243–288.

19. Misiano, Kozhakhmetov 2016 – Misiano V., Kozhakhmetov D. (ed.). Yerbossyn Meldibekov: Eternal Return. Almaty: Aspan Gallery, 2016.

20. Smithson 1996 – Smithson R. A Tour of the Monuments of Passaic, New Jersey // Smithson R. The Collected Writings. Berkeley, Los Angeles, London: University of Chicago Press, 1996. P. 68–74.

21. Sorokina, Shklyayeva 2015 – Sorokina Yu., Shklyayeva S. The Eurasian Utopia: The Legacy of the Nomadic Modernist // Third Text. 2015. No. 29 (6). P. 511–525.


Рецензия

Для цитирования:


Фоменко А.Н. Герои и ничтожества, или Телевидение против скульптуры: визуальная антропология Ербосына Мельдибекова. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):125-145. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-125-145

For citation:


Fomenko A.N. The Heroes and Nonentities, or Television versus sculpture. Yerbossyn Meldibekov’s visual anthropology. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):125-145. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-125-145

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)