Герои и ничтожества, или Телевидение против скульптуры: визуальная антропология Ербосына Мельдибекова


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-125-145

Полный текст:




Аннотация

В 2001 г. казахстанский художник Ербосын Мельдибеков создал работу ≪Пастан≫ – видеоперформанс, в котором автора методично избивают, попутно осыпая оскорблениями. ≪Пастан≫ стал первой частью цикла, демонстрирующего четыре разных сценария с участием униженного и страдающего субъекта. Этот персонаж демонстрирует регресс к первичному состоянию, оказываясь в одном ряду с другими живыми существами и даже неодушевленными предметами. Антропологической и психологической аскезе этих работ соответствует их подчеркнуто аскетичное формальное решение, восходящее к неоавангарду 1960–1970-х гг. Основным медиумом здесь также выступает тело художника, почти освобожденное от атрибутов социокультурной идентичности. Однако, в отличие от ≪классиков≫, Мельдибекова интересуют не столько границы искусства, сколько границы человеческого. В целом его работы образуют визуальную антропологию, основанную на двух полюсах. На первом – монументальные и триумфальные формы, в которых выражает себя политическая власть, использующая эстетические механизмы, чтобы вознестись над человеческой природой. Ирония состоит в том, что как раз подобные монументы оказываются у Мельдибекова символами эфемерности. На противоположном полюсе мы обнаруживаем то, над чем возвышается власть, но что неизбежно образует ее субстрат, – бренную плоть, расходный материал истории. Герой видеоперформансов – антипод героя памятника: он жалок и немонументален. Но в нем гораздо больше стойкости, он упорно держит удары судьбы и сломить его не так просто.


Для цитирования: Фоменко А.Н. Герои и ничтожества, или Телевидение против скульптуры: визуальная антропология Ербосына Мельдибекова. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):125-145. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-125-145

For citation: Fomenko A.N. The Heroes and Nonentities, or Television versus sculpture. Yerbossyn Meldibekov’s visual anthropology. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):125-145. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-125-145

Просмотров: 95

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)